Тромбы у тяжелобольных Covid-19 объяснили аномальным ответом антител — Naked Science
29 июля

Тромбы у тяжелобольных Covid-19 объяснили аномальным ответом антител

6.2

Антитела, вырабатываемые организмом в ответ на коронавирус, активируют повышенную функцию тромбоцитов. Это может вызывать смертельные тромбы у пациентов с тяжелой формой болезни. Авторы нового исследования предложили решение проблемы.

Тромбоз
Тромбоз — прижизненное формирование внутри кровеносных сосудов свертков крови (тромбов), препятствующих свободному потоку крови по кровеносной системе / © Getty Images

Тромбоциты — небольшие клетки крови, которые участвуют в ее свертываемости и, чтобы остановить или предотвратить кровотечение, образуют сгустки (тромбы). Однако, когда тромбоциты не функционируют должным образом, это чревато тромбозами — полной или частичной закупоркой просвета сосуда пристеночным либо подвижным тромбом — и в итоге серьезными проблемами со здоровьем, такими как инсульты и сердечные приступы.

С образованием тромбов сталкиваются больные тяжелой формой Covid-19. У таких пациентов сгустки выявляли в венах нижних конечностей, легких, мозге, почках и сердце. Ранние исследования показали, что из 3000 зараженных коронавирусом тромбоз развился как минимум у 16%, а среди 829 пациентов отделения интенсивной терапии это состояние выявили у 29%. Согласно работе швейцарских ученых, опубликованной в прошлом году, в легких пациентов, умерших от коронавирусной инфекции, в девять раз больше микротромбов, чем у больных гриппом. К тому же у них значительно возрастала интенсивность формирования новых капилляров.

Почему тромбоциты активируются во время коронавирусной инфекции? Свой ответ на вопрос предложили ученые из Редингского университета, Имперского колледжа Лондона (Великобритания), Медицинского центра Лейденского университета и Амстердамского университета (Нидерланды). Их эксперимент подтвердил, что воспаления и сгустки крови, наблюдаемые в очень тяжелых случаях Covid-19, вызваны аномальными ответом антител IgG к коронавирусу, вызывающих ненужную активность тромбоцитов в легких.

«Все дело в дефектных антителах, которые вырабатываются в ответ на заражение: они соединяются с инфицированными клетками сосудов и заставляют их вырабатывать сигналы, которые активируют тромбоциты», — сказал профессор Джон Гиббинс, один из авторов исследования, опубликованного вчера в журнале Blood.

Ученые взяли образцы антител к коронавирусу из плазмы крови пациентов с тяжелой формой Covid-19 и клонировали их в лаборатории. Анализ показал, что небольшие сахара на поверхности этих белков отличаются от антител здоровых людей. Затем клонированные антитела in vitro добавили к клеткам крови доноров, которые не сталкивались с коронавирусом. В итоге у них отметили повышение активности тромбоцитов.

По словам авторов работы, такую реакцию клеток крови можно нивелировать или вовсе остановить небольшими молекулами R406 (фостаматиниб), противоопухолевым средством ибрутиниб, которые ингибируют тирозинкиназы SYK и BTK соответственно, или кангрелором — прямым ингибитором рецептора тромбоцитов P2Y12 (он блокирует активацию тромбоцитов и агрегацию). Подобные лекарства уже тестируют в больницах по всей Великобритании.