Covid-19 может оказаться сосудистым, а не респираторным заболеванием — Naked Science
Мария Кривоченко

Covid-19 может оказаться сосудистым, а не респираторным заболеванием

В большинстве случаев основные симптомы Covid-19 — это лихорадка, кашель, затрудненное дыхание. Но если заболевание переносится тяжело, к ним могут прибавиться острая почечная недостаточность, повреждения внутренних органов и непонятные сгустки крови. Медики предполагают, что вирус, на самом деле, может быть нацелен на сосуды, а не на легкие.

Вирусы SARS-CoV-2 на клетке с филоподией.

Исследования необычных для респираторного заболевания симптомов Фрэнк Рушицка, сотрудник Университетской больницы Цюриха, начал в апреле 2020 года. Во время вскрытия первого умершего от коронавируса в больнице он обнаружил, что крошечные сгустки и мертвые клетки засорили капилляры легких, а воспаление привело к расширению кровеносных сосудов, снабжающих органы. Свои наблюдения он опубликовал в докладе для журнала The Lancet, в котором отметил, что вирус был нацелен на кровеносные сосуды его пациентов. «[Covid-19] — это сосудистая проблема, — говорит Рушицка. — Легкое — основное поле боя, но это болезнь кровеносных сосудов».

С момента публикации доклада вышло еще несколько исследований на эту тему. Статья, опубликованная в New England Journal of Medicine, показала, что в легких пациентов, умерших от Covid-19, в девять раз больше микротромбов, чем у тех, кто болел гриппом H1N1 (еще одно респираторное заболевание), а количество новых кровеносных сосудов росло в 2,7 раза быстрее.

Процесс образования тромбов при заражении Covid-19 / © TEUWEN  ET AL. –  NAT.  REV. IMMUNOL. (2020), адаптирован V. ALTOUNIAN/ SCIENCE

Группа ученых из Левенского католического университета в Бельгии обнаружила, что эндотелиальные клетки (они выстилают внутреннюю поверхность сосудов) играют роль в развитии тяжелой формы Covid-19. Атакуя их, инфекция вызывает изменение кровяного давления, образование тромбов и нарушение свертываемости крови. Это, в свою очередь, провоцирует воспаление во всем организме и способствует развитию острого респираторного дистресс-синдрома (ОРДС), ответственного за большинство смертей пациентов.

Бельгийские исследования могут помочь разобраться в том, почему коронавирус так опасен для людей с хроническими заболеваниями, например, диабетом, ожирением, или сердечно-сосудистыми болезнями. У таких пациентов состояние кровеносных сосудов уже нарушено, а SARS-CoV-2 — патоген, стоящий за Covid-19 — может вывести систему их восстановления из-под контроля. Когда SARS-CoV-2 попадает в легкие, то захватывает клетки, которые передают кислород в кровь, а затем вторгается в эндотелиальные клетки. Те, в свою очередь, уничтожаются.

Вирус препятствует делению человеческих клеток, поддерживая их в определенной точке клеточного цикла.

«Это не тихая смерть, когда клетка просто умирает, — говорит Нилам Мангалмурти, врач-реаниматолог из больницы Пенсильванского университета, который не был вовлечен в новое исследование. — Все ее содержимое просачивается наружу». Повреждение клеток вызывает неконтролируемое свертывание крови, а иммунитет, в свою очередь, привлекает дополнительные факторы, что приводит к образованию тромбов. Постепенно такие процессы начинаются во всем организме и блокируют кровоснабжение жизненно важных органов. Наконец, начинается воспаление, которое может стать для пациентов смертельным.

Патоген влияет и на внешний вид клеток, что показывает последнее исследование, опубликованное в журнале Cell. Они становятся длинными и разветвленными, что способствует распространению инфекции. «Отчетливая визуализация обширного ветвления филоподии еще раз проясняет, как понимание биологии взаимодействия вируса и хозяина может осветить возможные точки вмешательства в болезнь», — говорит Неван Кроган, директор Института количественных биологических наук в UCSF и старший исследователь в институте Гладстона.

Решением проблем может стать использование существующих противовоспалительных и антисвертывающих препаратов и лекарств, нацеленных на активность киназ (ферментов, которые отвечают за распространение вируса). Исследователи выявили десятки подходящих соединений, и семь из них, в первую очередь противоопухолевые и воспалительные, продемонстрировали мощную противовирусную активность в лабораторных экспериментах.

Военно-воздушные силы США намерены сократить число типов своих истребителей до четырех. Одной из главных «жертв» может стать знаменитый Raptor.

Исследователи из Нидерландов определили, какие области мозга задействованы при возникновении чувства любопытства.