24.08.2020
4 316

Биологи научились выращивать печень в лимфоузлах

5.7

Эксперименты на животных показали, что при особо тяжелых поражениях печени новый орган на замену можно вырастить в лимфатических узлах больного.

©IAEA Imagebank

Печень — самая большая железа в нашем организме — отличается замечательными способностями к регенерации и способна восстановиться при сохранении всего четверти нормальной массы. Однако при особо тяжелых заболеваниях ткани оказываются слишком поражены, и тогда основные клетки печени, гепатоциты, не способны делиться в этой токсичной обстановке.

В таких случаях пациента ждет пересадка — и ожидание подходящего органа, который далеко не всегда обнаруживается к нужному сроку. «Печень исступленно пытается регенерировать, — говорит профессор Медицинской школы Университета Питтсбурга Эрик Лагассе (Eric Lagasse), — гепатоциты пытаются восстановить ее, но не могут — и умирают».

Еще в 2010 году Лагассе и его коллеги обнаружили, что подходящие для роста и размножения здоровых гепатоцитов условия сохраняются в лимфатических узлах больных мышей. Эксперименты с лабораторными грызунами показали, что если инъецировать в них эти клетки, они начинают делиться и формируют органоид печени, способный частично брать на себя функции пораженной железы. Однако до сих пор было неясно, работает ли этот механизм у более крупных животных и способен ли он производить органоид достаточных размеров.

©UPMC

Новые эксперименты на свиньях заняли почти десятилетие — их результаты ученые сообщают в статье, опубликованной в журнале Liver Transplantation. Забрав у шести подопытных животных здоровые гепатоциты и стимулировав у них поражение печени, авторы внесли клетки в абдоминальные лимфатические узлы. Спустя некоторое время здесь стали образовываться тканевые структуры печени, включая желчные протоки и густую сеть капилляров. Все шесть животных продемонстрировали частичное восстановление нормальных функций печени.

Ученые заметили, что абдоминальная (расположенная не на своем месте) печень вырастает тем крупнее, чем сильнее поражена истинная, как будто организм стремится к поддержанию оптимальной массы печеночной ткани. Возможно, в случае особо тяжелых поражений ему поможет новая терапия с пересадкой гепатоцитов в лимфатические узлы больного. По крайней мере, авторы работы надеются, что рано или поздно их необычный метод найдет применение в медицине и спасет немало жизней.