Средняя Азия оказалась одним из самых ранних регионов одомашнивания животных — Naked Science

Средняя Азия оказалась одним из самых ранних регионов одомашнивания животных

4.7

Международная группа ученых, в которую вошли исследователи из России, показала, что одомашненные овцы и козы появились в Центральной Азии намного раньше, чем считалось. Это может изменить видение истории региона в древности.

Художественная реконструкция скотовода эпохи неолита в скальном убежище Обишир / ©www.eurekalert.org

Работа опубликована в журнале Nature: Human Behavior. Развитие и распространение агротехнического животноводства изменили культурный и экологический ландшафт Европы, а вот когда этот процесс был запущен в Центральной Азии, известно мало. Считается, что овец и коз одомашнили в Месопотамии и в близлежащих горных зонах Западной Азии около 10 тысяч лет назад.

И лишь потом одомашненные животные (крупный и мелкий рогатый скот) распространились в Европу, Африку и Индию, не достигнув в те времена Центрально-Азиатского региона. Тем не менее именно в Средней Азии, в районе современных Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана, домашний скот всегда играл ключевую роль для местного населения. При этом существует мнение, что такие животные пришли туда относительно поздно.

Новое исследование ученых из Института истории человечества Макса Планка (Германия), Университета Бордо и Поля Саботье (Франция), Польской академии наук и Гданьского университета (Варшава), Американского университета в Центральной Азии (Кыргызстан), Университета Аризоны (США), Сеульского национального университета (Корея), Института археологии и этнографии СО РАН и НГУ (Россия) показало, что это не так. Согласно их анализу, одомашнивание овец и коз в этом регионе началось по крайней мере восемь тысяч лет назад.

Исследование проводили на основе находок в местечке Обишир в горах на границе Киргизии и Узбекистана. На этой неолитической стоянке еще советские археологи обнаружили каменные орудия труда, а также кости и зубы каких-то мелких рогатых животных. Исследовать их при помощи радиоуглеродного анализа решились только сейчас. И не зря, ведь он показал, что самый древний культурный слой стоянки датируется как минимум более чем восемью тысячами лет назад. Это на три тысячи лет раньше по сравнению с тем периодом, в который, как считалось, в Среднюю Азию проникли домашние животные.

Ученые точно определили, кому принадлежали кости. Оказалось, это козы и овцы, причем вовсе не дикие, а одомашненные. Исследователям предстоит дальнейшая работа: теперь необходимо понять, как повлияло столь раннее одомашнивание мелкого рогатого скота на историю древней Евразии.

12 апреля каждого года — тем более на 60-летний юбилей полета Юрия Гагарина — везде принято что-то писать об этом без преувеличении историческом событии. Но мы думаем, что написали (и напишут) про него достаточно и без нас. Поэтому предлагаем не совсем привычный для нас формат кинохроники.

Ученые подтвердили, что солярии способствуют появлению меланомы. Самому высокому риску оказались подвержены те, кто выбирает такой способ загара в молодости.