Одомашнивание кур могло произойти в Юго-Западной Азии — Naked Science

Одомашнивание кур могло произойти в Юго-Западной Азии

5.4

Генетический анализ показал, что дикие куры могли стать домашними одними из первых животных — еще 7500 лет назад, где-то в джунглях Юго-Западной Азии.

©Thailand National Parks

Сегодня куры — одни из самых распространенных позвоночных на Земле. Численность их оценивается более чем в 24 миллиарда особей, они служат главным источником белка в рационе человечества. А началось все около 7500 лет назад, на юге Китая или в прилегающих к нему северных областях Юго-Западной Азии, где были одомашнены банкивские джунглевые куры. К такому выводу пришли авторы новой статьи, опубликованной в журнале Cell Research.

Связь современных кур с банкивскими джунглевыми (Gallus gallus) осознавал еще Чарльз Дарвин: те и другие не только весьма похожи, но и свободно скрещиваются, давая фертильное потомство. Однако из-за этой близости определить место и время начала их доместикации оказалось особенно трудно. Различные подвиды этих птиц обитают на пространстве от Индонезии до Пакистана — и какие из них стали предками домашних, оставалось неясным.

Поэтому ученый из китайской Объединенной лаборатории генетики сельскохозяйственных и природных ресурсов Цзяньлинь Хань (Jianlin Han) провел многолетнюю работу по сбору образцов ДНК у кур из различных регионов Азии и Африки — как диких, так и содержащихся местными деревенскими жителями. В общей сложности было получено и секвенировано более 850 геномов, об этом авторы пишут в статье, опубликованной в журнале Cell Research.

Их сравнение показало, что современные домашние куры ближе всего к диким джунглевым курицам Gallus gallus spadiceus, живущим в лесах на территории современных Лаоса, Мьянмы, Таиланда и юго-западной оконечности Китая. Судя по различиям, накопившимся с тех пор в их ДНК, разделение произошло между 6200 и 12 800 лет назад, когда, видимо, птицы и стали одомашниваться. Впоследствии некоторые из них скрестились с дикими курицами, жившими на территории Индии, и сохранили некоторые детали их генома.

Впрочем, эти цифры вызывают большое удивление многих специалистов: получается, кур одомашнили невероятно давно, едва ли не первыми из животных, и намного раньше, чем даже стали выращивать рис. Возможно, их генетика более сложна, чем кажется (такое случается у одомашненных видов и пород, способных скрещиваться друг с другом и с дикими родственниками), и она внесла неточности в анализ. Работа по поиску прародины кур еще продолжается.