Ученые нашли останки самой древней домашней кошки в Средней Азии — Naked Science

Ученые нашли останки самой древней домашней кошки в Средней Азии

3.6

На юге Казахстана обнаружили удивительно хорошо сохранившийся скелет одомашненной кошки, которая жила примерно в 775–940 годах нашей эры. По словам ученых, это уникальная для этого региона находка.

Реконструкция полного скелета обнаруженного животного / © Scientific Reports

Кошка сопровождает человека как минимум десятки тысяч лет: согласно самой распространенной версии, одомашнивание этого хищника произошло порядка 9,5 тысячи лет назад на Ближнем Востоке, в районе Анатолии. При этом совместные захоронения кошки и человека, датированные 7500 годом до нашей эры, находили на Кипре.

Теперь же ученые из Германии, Великобритании и Казахстана получили новую информацию о том, как устанавливались взаимоотношения этого популярного сегодня домашнего животного с народами Средней Азии. Как рассказывается в исследовании, опубликованном в журнале Scientific Reports, во время раскопок на юге Казахстана археологи обнаружили почти полный скелет (череп, нижняя челюсть, левая лопатка и плечевые кости, локтевая кость, таз, правая бедренная кость, левая большеберцовая кость и четыре позвонка) кошки, жившей примерно в 775–940 годах нашей эры в Янгикенте (городище на территории Казалинского района Кызылординской области).

“Это городское поселение находилось на пересечении северного маршрута Шелкового пути, который связывал города Хорезма (древняя цивилизация Центральной Азии, с центром в низовьях реки Амударья. — Прим. ред.) на юге с торговыми поселениями в Поволжье на севере, и было известно в Х веке нашей эры как столица кочевых огузов. Обнаружение этой домашней кошки, представленной как остеобиография с использованием комбинации зооархеологических, генетических и изотопных данных, предоставляет косвенные доказательства фундаментального сдвига во взаимоотношениях человека и животного в ранее скотоводческом регионе”, пишут ученые.

Скелет сохранился на удивление хорошо, хотя обычно во время раскопок удается найти лишь отдельные кости и сделать какие-либо выводы о судьбе животного бывает сложно. Однако в этом случае исследователям удалось узнать детали: например, что у кошки была нелегкая жизнь, она перенесла несколько переломов. Однако тот факт, что животное все же выжило, говорит: люди о нем явно позаботились. На момент смерти кошке было не менее 58 недель.

Древняя кошка
Реконструкция полного скелета обнаруженного животного / © Scientific Reports

Это удалось выяснить благодаря 3D-изображению на основе рентгеновских снимков костей. А изотопный анализ помог определить рацион животного: по сравнению с собаками, останки которых тоже находили во время раскопок, диета кошки был богата белком. «Должно быть, ее кормили люди, так как к концу жизни кошка потеряла почти все зубы», отмечают ученые.

Анализ ДНК подтвердил, что животное, скорее всего, относится к виду Felis catus L., а не к дикой степной кошке. «Огузы содержали животных только тогда, когда они были необходимы для их жизни. Например, собаки могли наблюдать за стадом. Но никакой очевидной пользы от кошек у них тогда не было”, объясняет Эшли Харуда, один из авторов работы. Тот факт, что люди в то время заботились о таких «экзотических» для себя животных, судя по всему, может говорить о культурных изменениях, которые, как считалось до сих пор, произошли гораздо позже.

“В полузасушливых и засушливых степях Центральной Азии, особенно в современном Казахстане, домашние кошки не были широко распространены до колониального периода XVIII-XIX веков. Нет никаких задокументированных археологических останков домашних кошек из каких-либо доисторических археологических памятников в казахской степи. <…> Кошачьи чаще всего встречаются в археологическом контексте в этом регионе не как остеологические остатки, а как предметы искусства, и они занимают видное место в живописи, характерной для степных культур железного века конца первого тысячелетия до нашей эры, в Казахстане, Туве и Монголии”, отмечается в исследовании.

Кроме того, поскольку Янгикент, где было захоронено животное, находится вдоль Великого шелкового пути караванной дороги, которая со II века до нашей эры связывала Восточную Азию со Средиземноморьем, находка свидетельствует о культурном обмене между регионами, расположенными вдоль него.

Ранее ученые выяснили, можно ли научиться распознавать эмоции кошки, а исследование собак заставило сомневаться в существовании синдрома одомашнивания.

Исследование обнаружило способность жировых (или липидных) капель как убивать патогены, так и создавать метаболическую среду, помогающую защищать клетку-хозяина. По словам ученых, их открытие может послужить основой для будущих антимикробных стратегий.