Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
18 октября
Анна Новиковская

Глобальное потепление столкнуло лбами козлов и баранов

4.5

По мере того как планета медленно нагревается, вечные льды на вершинах гор отступают, и животные открывают доступ к новым ресурсам. Но не везде этот процесс проходит мирно: если на кону стоят ценные минеральные отложения, горные козлы и бараны не стесняются пустить в ход рога.

Столкновение на горном склоне: как ни странно, перевес оказался не на стороне большинства, и троица баранов в конце концов отступила / © Forest P. Hayes

Последствия глобального потепления сложно переоценить: уровень Мирового океана повышается, реки меняют русла, погода становится все более непредсказуемой. При сохранении нынешних тенденций уже в течение ближайшего века до пятой части суши займут пустыни, а крупнейшие города мира окажутся затоплены подступившим морем.

Однако, оценивая последствия изменений климата, человечество в первую очередь сосредоточено на собственном благополучии, тогда как уже сейчас множество животных испытывает проблемы в повседневной жизни. Деградирующие коралловые рифы, погибающие от голода белые медведи, а теперь — горные бараны и козлы, враждующие за ценные ресурсы.

Изучив взаимодействие двух видов крупных североамериканских копытных — толсторогов (Ovis canadensis) и снежных коз (Oreamnos americanus) в канадских горах, ученые выяснили, что в борьбе за ценный источник минералов — обнажившиеся после таяния ледника горные породы — козы с их саблевидными рогами в 98 процентах случаев одерживают победу над баранами, изгоняя их прочь.

Для территории Канады снежные козы — местный вид, однако исследователей тревожит, что ранее эти копытные уже были завезены в более южные регионы Северной Америки, где теперь они могут вытеснить толсторогов. По мере ухудшения климатических условий частота таких столкновений рискует только возрасти, что в перспективе может привести к вымиранию одного из видов.

Горные бараны обычно не конфликтуют с козами, если речь не заходит об особо ценных ресурсах / © wikipedia.org

Исследователи подчеркивают, что пример этих двух копытных — не единственный случай, когда виды, живущие в экстремальных условиях, сталкиваются друг с другом в борьбе за ценные ресурсы. В суровых местообитаниях даже незначительное изменение климата может оказаться критическим, и вода, пища или затененные участки во время дневного зноя — все это может стать поводом для столкновений когда-то мирных соседей.

Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Ecology and Evolution.