28.05.2019
18 631

Ученые: «одомашнивание» яблони началось еще до людей

Проследив историю доместикации яблони, ученые показали, что ее крупные и сочные фрукты привлекали мегафауну ледникового периода.

apple0

Плоды домашней яблони (Malus domestica) вполне можно назвать самыми любимыми фруктами человечества — их культивируют повсеместно и давно. Предметы классического искусства показывают, что уже в эпоху Античности яблони были одомашнены. Археологические свидетельства сохранили семена диких яблок, которые собирались и разносились почти на всем протяжении Шелкового пути более 10 тысяч лет назад.

Современная домашняя яблоня — результат скрещивания как минимум четырех диких линий, и предполагается, что именно торговля Шелкового пути «свела» их вместе и привела к появлению гибрида. Об этом Роберт Шпенглер (Robert Spengler) из Института истории человека Общества Макса Планка пишет в опубликованной в Кембридже монографии «Фрукт из песка» (Fruit from the Sands). Ключевые факты и свидетельства Шпенглер приводит в обзорной статье, опубликованной в журнале Frontiers in Plant Science

Генетические, исторические и археологические данные указывают, что основой для гибрида домашней яблони стали растения, произраставшие в Тянь-Шане. Гибридизация привела к появлению более крупных и сладких плодов, однако сам процесс начался еще до и без вмешательства человека. В отличие от других деревьев семейства розоцветных — малины, вишни, розы, дающих мелкие плоды и семена, которые клюют и разносят птицы, — такие его представители, как груши и яблони, давно ориентировались на крупных животных. Их плоды больше и стали увеличиваться уже несколько миллионов лет назад.

В самом деле, и сегодня яблоки привлекают таких животных, как медведи, дикие лошади и олени. Сейчас они далеко не так многочисленны, их влияние на распространение яблонь в природе стало почти незаметно. Однако Шпенглер отмечает, что ареал диких растений почти точно совпадает с границей распространения плейстоценовых ледников. Ученый полагает, что основными разносчиками их семян могли служить представители ледниковой мегафауны — бизоны, гигантские олени, шерстистые носороги и так далее.

После отступления ледников и вымирания этих животных распространение яблони практически остановилось. Различные популяции стали развиваться в относительной изоляции и независимости друг от друга. Однако уже вскоре на первый план выступили человек и торговые караваны Шелкового пути. Обратив внимание на сочные и вкусные плоды, люди стали переносить их с собой и свели вместе несколько популяций — прежде всего, за счет скрещивания и прививания, — получив гибридных предков современной яблони.