Скифы могли не только кочевать, но и вести оседлый образ жизни — Naked Science

Скифы могли не только кочевать, но и вести оседлый образ жизни

4.7

Древние кочевники, вероятно, не были однородной группой и вели разнообразный образ жизни: одни перемещались с места на место, другие — выращивали домашние культуры, строили поселения и разводили скот. Причем последних было больше.

Реконструкция облика скифов / ©Getty images

Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS One. Скифы считаются древним кочевым народом, не имевшим письменности, однако о них рассказывали такие известные летописцы истории, как Геродот или Плиний Старший. Скифы существовали с VIII века до нашей эры по IV век нашей эры. Они были родственны сарматам и обитали на широком пространстве Евразии.

Долгое время скифы считались очень мобильной группой воинственных народов — тот же Геродот описывает их как живущих в повозках и участвующих в бесконечных набегах и сражениях. Часть из них жила в степной зоне Северного Причерноморья от Дуная до Дона — этот регион древнегреческие источники называют Скифией.

Дело в том, что на этой территории обнаружены похожие археологические артефакты: конская сбруя, оружие, мотивы звериного стиля в украшениях и тому подобные идентичные вещи. Международная группа специалистов, куда вошли, в частности, ученые из Мичиганского университета (США), однако, полагает, что эти народы могли иметь похожую культуру, но не обязательно были идентичны друг другу.

К такому выводу исследователи пришли, изучив останки людей той эпохи (всего 56 скелетов из трех захоронений) — кости и зубы. Таким образом, при помощи изотопного анализа ученые стремились определить тип питания этих людей (стронций, кислород, азот и углерод накапливаются в тканях человека и могут рассказать, чем он питался и где жил).

В итоге удалось выяснить, что в некоторых местах обитания скифов диета была разнообразной: люди выращивали многочисленные одомашненные культуры (в частности, просо) и разводили скот. Другие путешествовали на большие расстояния в течение всей жизни. Однако наибольшая часть населения, по мнению исследователей, все-таки никуда не перемещалась и основала постоянные поселения, хотя имела тенденцию к кочевому образу жизни при необходимости.

Японские ученые выяснили, что наш мозг активирует дофаминовый центр в мозге, когда мы видим изображение собственного лица. А вот лица незнакомых людей могут вызывать эмоцию страха.

Ученые из Дании и Великобритании секвенировали ДНК вымерших медведей из почвы и считают, что их работа стала прорывом для реконструкции древних геномов.