• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
11.03.2021, 10:09
Мария Азарова
5
4,3 тыс

Диета с высоким содержанием жиров заставила нормальную печень приобрести характеристики раковой

❋ 4.6

Ученые показали, что при подобном типе питания нераковые ткани печени могут с большей вероятностью обрести злокачественность еще до возникновения самой опухоли.

© Getty Images / Автор: Андрей Чернов

Здоровая ткань печени может вести себя как раковые клетки, если в рационе будут преобладать продукты с высоким содержанием жиров, заявили ученые из Лаборатории клеточного метаболизма и метаболической регуляции при Левенском центре биологии рака (Бельгия). В исследовании, результаты которого опубликованы в журнале Cancer Research, специалисты продемонстрировали это на примере лабораторных мышей, сидящих на диете с высоким содержанием жиров.

О том, к каким последствиям приводит ожирение, говорили неоднократно. С 1980-х во всем мире, особенно в развитых странах, наблюдается рост числа людей, страдающих лишним весом. В большинстве случаев они сталкиваются такими проблемами, как сахарный диабет и заболевания сердечно-сосудистой системы. Кроме того, с каждым годом увеличивается и распространенность рака печени среди пациентом с ожирением — и понимание того, как избыток жиров может способствовать развитию этого вида онкологического заболевания, крайне важно. 

Клетки используют жир несколькими способами: для получения энергии, стимуляции путей роста или сохранения с целью дальнейшего использования. Ученые задействовали платформу липидомики Lipometrix (исследование путей и сетей клеточных липидов в биологических системах), чтобы понять, есть ли что-то уникальное в роли жира для опухолевых клеток.

Профессор Сара-Мария Фендт и ее команда изучили метаболические изменения в ткани печени мышей, которых посадили на диету с высоким содержанием жиров, в тот момент, когда у них не было опухолей, а также впоследствии — после того как опухоли уже образовались.

Выяснилось, что до начала проявления каких-либо признаков рака ткань печени использовала глюкозу так же, как опухоль. Подобное активное потребление глюкозы считается одним из маркеров онкологических заболеваний, его еще называют эффектом Варбурга.

Суть в том, что большинство клеток опухолей склонны производить энергию главным образом посредством активного гликолиза с последующим образованием молочной кислоты, а не при помощи медленного гликолиза и окисления пирувата (соли пировиноградной кислоты) в митохондриях с использованием кислорода — как в большинстве нормальных клеток. В клетках быстро прогрессирующей раковой опухоли уровень гликолиза примерно в 200 раз выше, чем в нормальных тканях.

Обнаружив подобные преждевременные изменения в ткани печени, авторы работы решили пойти дальше и определить, что происходит, когда опухоли сформировываются полностью. В частности, они проверили чувствительность к глюкозе, которая обычно быстро выводится организмом.

«Поразительно, но мыши, получавшие диету с высоким содержанием жиров и имевшие более высокую опухолевую нагрузку, могли выводить глюкозу из своей крови так же легко, как здоровые мыши, хотя страдали диабетом. В результате мы обнаружили, что опухолевая ткань последовательно расщепляет глюкозу, независимо от того, кормили мышей жирной или нормальной диетой», — сказала Фендт.

Как показали результаты, когда раковые клетки развиваются из нормальных клеток печени, их метаболизм глюкозы постоянно наращивается. Диета с высоким содержанием жиров вызывает эти изменения до появления опухоли, следовательно, при таком типе питания нераковые ткани печени могут с большей вероятностью стать злокачественными.

«Мы узнали, что до развития рака ткань печени, подвергавшаяся высокому содержанию жира, по-видимому, использовала альтернативный путь расщепления жира в клеточном компартменте (обособленные области в клетке, которые окружены билипидным слоем мембраны. — Прим. ред.), называемом пероксисомой. Мы также подтвердили, что метаболизм пероксисом повышает уровень клеточного стресса и наращивает поглощение глюкозы», — добавила доктор Линдси Бродфилд, один из ведущих авторов исследования.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
15 августа, 15:28
Марк Чернов

Специальный пластиковый жилет смог существенно снизить дозу радиации, полученную манекеном во время тестового полета корабля Orion к Луне. По уровню защиты жилет не уступил специальному противорадиационному убежищу внутри корабля. В будущем такая экипировка позволит защищать астронавтов от солнечных вспышек во время полетов на Луну и Марс, минимально сковывая их работу.

13 августа, 15:29
Татьяна Зайцева

Молодая женщина, возвращения которой из мертвых местное общество, по-видимому, сильно опасалось, имела скандинавские корни и поэтому могла считаться чужестранкой, предположили авторы нового исследования. Ученые также смогли установить много других интересных подробностей о жизни и смерти девушки.

15 августа, 20:21
Evgenia Vavilova

Падающий с небес горящий камень может быть плохим знаком, сообщением от богов, материалом для исследования и объектом поклонения. А вот упавший и остывший метеорит с древних времен был еще и источником «небесного металла» — железа, благодаря которому гораздо позже люди отправятся в космос.

11 августа, 12:44
МАИ

Со стороны профессия летчика-испытателя часто выглядит как череда опасных полетов, требующих бесстрашия и способности мгновенно импровизировать. В действительности ее основу составляют методика, дисциплина, технические знания и умение честно рассказать о каждой особенности машины. Его задача — не просто поднять самолет в воздух, но и понять, насколько точно он выполняет команды, предсказуемо ли ведет себя на сложных режимах и какие изменения необходимо внести в конструкцию или систему управления.

10 августа, 11:42
Илья Гриднев

Британские экологи выяснили, что большинство людей не догадываются о вреде солнцезащитных кремов для Мирового океана. Обзор научной литературы и локальный уличный опрос наглядно продемонстрировали разрыв между реальными экологическими угрозами и повседневными привычками покупателей.

12 августа, 20:52
Марк Чернов

Качественное дошкольное образование закладывает прочный фундамент успехов на долгие годы вперёд — вплоть до выпускного класса. Двадцатилетнее исследование показало, что дети, которые в возрасте четырех лет перед поступлением в школу посещали бесплатные государственные подготовительные классы, учатся существенно лучше сверстников, посещавших обычные детские сады с упором на простой присмотр или оставшихся на домашнем воспитании.

31 июля, 14:12
Андрей Серегин

Долгое время считалось, что до прихода европейцев тропические леса Амазонии были заселены сравнительно плохо. Однако выяснилось, что плотная растительность скрывает большинство следов древних обществ. С помощью воздушного лазерного сканирования ученые обнаружили сотни неизвестных земляных сооружений и предположили, что около двух тысяч лет назад население юго-западной части Амазонии могло достигать трех миллионов человек.

9 августа, 19:34
Марк Чернов

Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.

19 июля, 20:09
Александр Березин

Очереди на заправках стали привычным явлением в России, а на фоне информационного вакуума от властей о конкретных показателях производства бензина в июне население вынуждено ориентироваться на слухи. Все это выглядит довольно странно, но есть нюанс: скорее всего, кризис уже начинает выдыхаться. Как именно мы это выяснили?

[miniorange_social_login]

Комментарии

5 Комментариев
Flow Glow
11.03.2021
Вы не упомянули, что высокожировая диета в опыте не предусматривала исключения углеводов, а так же исследователи дополнительно вводили в подопытных глюкозу. Это релевантно тому, как обычно выглядит "нездоровое" питание - много жира и сахара. Если говорить, к примеру, о кето-питании (что в наше время подразумевает формулировка "высокожировая диета"), где сам факт попадания в организм глюкозы и углеводов (которые распадаются в том числе на глюкозу) исключаются, то этот опыт неприменим к этому типу диеты и неинформативен. Ибо при кето в печень не попадает глюкоза ни в каком виде. Так что если ученые хотели доказать лишний раз, что "вредное" питание плохо, то ок, никто не спорит. А то статья вводит в заблуждение кето-адептов)
    Браво! Спасибо, что обратили на это внимание, автор статьи действительно вводит читателей в заблуждение. Конечно, это не о кето или другой LCHF, разумеется. Это об "обычном" питании. Высокожировое + высокоуглеводное. И это, никто не спорит, вредно.
    +
      Еще 2 ответа
      Если бы говорилось о кето, то так бы и было написано, это вы вводите в заблуждение
        Flow Glow
        13.03.2021
        Надо учитывать современный мир. В современном мире формулировка "высокожировая диета" подразумевает именно диету (медицинскую) с высоким содержанием жира, но с крайне низким содержанием углеводов. Я бы переименовала статью, заменив хотя бы слово "диета" на слово "питание", сомневаюсь, что поглотители жирных бургеров и куриных крыльев буффало называют своё питание диетой. Ну и упоминание бжу, которое там было 20-60-20 с еженедельным введением глюкозы вообще не лишнее, даже основное.
    Ни о какой «кето» речи не было, читатели в общей массе о таком и не знают.