26 апреля
1 972

В Крыму раскопали крупное погребение знатных скифов

4.9

Курган IV века до нашей эры не был потревожен грабителями. Поэтому археологи нашли в нем не только оружие и обычный погребальный инвентарь, но и впечатляющие золотые украшения.

Находки из погребения: серьги и нашивки из золота / ©ИА РАН

Сотрудники Института археологии РАН завершили раскопки курганов недалеко от Симферополя, которые проводили на месте будущей автодороги. Самый большой интерес вызвал один курган IV века до нашей эры — он оказался археологически непотревоженным.

Золото скифов, как, впрочем, и сарматов, веками не давало спокойно спать грабителям. Почти все скифские курганы в Крыму — грабленные. Причем многие — неоднократно. В результате до сих пор не вполне ясно было даже то, как именно скифы устраивали подкурганные захоронения.

Раскопанный курган восполняет этот и другие пробелы. Сам он огромен: имеет диаметр 50 метров и высоту в два с половиной метра. Сняв верхний слой, археологи открыли полностью сохранившуюся каменную крепиду — опорную стену, которая окружала курган каменным кольцом. Крепида сложена из каменных блоков разного размера, уложенных по окружности в один и два ряда. Обычно их возводили только для больших курганов, когда речь шла о самых статусных захоронениях.

Склеп и крепида (опорная стена кургана) / ©ИА РАН

Само место погребения устроено в центре круга, образованного крепидой, — своего рода каменный склеп. Строители сделали его стены из плит, уложенных плашмя друг на друга, причем таким образом, что стены расширялись кверху. Археологи предполагают, что таким образом скифы предотвращали разрушение стен от давления насыпи.

Сверху склеп был перекрыт бревнами и досками, на которые сверху также уложили каменные плиты. Вход в погребальную камеру находился с южной стороны. От крепиды к нему вел длинный коридор (в археологии — дромос), который после погребения закрыли каменной кладкой.

«У нас мало данных об архитектуре скифских курганов Предгорного Крыма этого периода, потому что многие известные склепы полностью ограблены или не были полноценно описаны при исследованиях в XIX веке. Сейчас нам известно, что для скифских курганов нет абсолютно одинаковых архитектурных решений. Схожие конструкции были обнаружены в исследованных современными учеными курганах Белогорского могильника, Беш-оба и в других курганах Белогорского и Симферопольского районов, где находились и «царские» курганы скифов с каменной архитектурой», — отметила научный сотрудник Института археологии РАН и руководитель раскопок Ирина Рукавишникова.

Каменный склеп / ©ИА РАН

В склепе археологи нашли останки шести человек, погребенных в разное время. При подзахоронении часть более раннего погребального инвентаря уносили, а останки похороненных до того сдвигали — и это совершенно иная картина, чем та, которую можно наблюдать в грабленных курганах. Ученые предполагают, что нашли семейный склеп.

Рядом с одним из черепов обнаружили две золотые нашивки с изображениями шагающих грифонов — традиционный элемент скифских украшений. Грифоны упоминались в устном предании, касающемся скифов Причерноморья, откуда, скорее всего, о них услышал Геродот, а от него узнали и остальные. Сейчас существует гипотеза, что изображения грифонов были своего рода знаком отличия, признаком военной доблести их носителей.

Нашивки с изображением грифонов / ©ИА РАН

Кроме нашивок с грифонами, археологи нашли золотые серьги и еще четыре вида нашивок на одежду (тоже из золота), а также оружие: бронзовые наконечники стрел и железный наконечник копья, общая длина которого была около двух с половиной метров. Судя по богатому инвентарю и сложному устройству самого погребения, это семейное захоронение знатных скифов. И, скорее всего, в семье были воины — что совершенно ожидаемо для этого народа.

То, что все украшения находились на тех местах, где их можно было ожидать увидеть (например, серьги — у черепа, нашивки — примерно там, где их традиционно располагали на одежде), подтверждает непотревоженность захоронения. Ирина Рукавишникова предполагает, что специалисты Института археологии смогут реконструировать костюм одного из погребенных людей.

Сейчас с находками работают антропологи, которые надеются узнать, кем были люди из-под кургана, кем приходились друг другу, а также в каком возрасте и по каким причинам умерли. Кроме того, проведут анализы органических образцов, взятых в захоронении, а также реконструкцию оружия, одежды и элементов погребального инвентаря.