26 апреля
Университет Лобачевского
1 167

4.7

Ученые кафедры психофизиологии ННГУ провели серию экспериментов по диагностике функционального состояния организма человека под воздействием звуковых и визуальных стимулов. Исследование выявило маркеры эмоций, главный из них — вариабельность сердечного ритма. Анализ реакции человека на позитивные и негативные изображения и звуки поможет смоделировать аудиовизуальный контент, способный выровнять эмоциональный фон человека и сделать его функциональное состояние оптимальным.

В ННГУ сделали шаг к разработке способов коррекции состояния организма с помощью эмоций / ©Getty images

В исследовании приняли участие более 180 человек среднего возраста без патологий сердечно-сосудистой системы, все они получали набор негативных и позитивных изображений и звуков, специально отобранных для носителей русской культуры из международных баз данных для изучения эмоций и внимания IAPS и IADS.

До, после и вовремя эксперимента участникам проводили мониторинг работы сердца, также ученые отслеживали параметры движения глаз, а сразу после эксперимента добровольцы оценивали свое эмоциональное состояние по шкале от отвращения до удовольствия.

«Мы установили, что негативный контент сильнее влияет на эмоциональное состояние человека. При этом звуки превалируют над «картинкой: при смешивании негативных звуков и позитивных изображений, человек в большинстве случаев переживает стресс», – сообщил Иван Лоскот, сотрудник лаборатории психофизиологической диагностики функциональных состояний ННГУ.

У большинства участников эксперимента личная оценка состояния организма совпала с показателями сердечного ритма. Негативные изображения и звуки, связанные со смертью, или насилием, приводили их в напряженное, подавленное состояние. Позитивные стимулы, например, детский смех и фотографии радостных людей, приближали состояние организма к оптимальному.

Примерно у 30 процентов испытуемых полюсы наслаждения и отвращения менялись. При этом сами они адекватно оценивали позитивный и негативный контент. Для объяснения причин парадоксальной реакции на стимулы ученые смоделировали нейрокогнитивную деятельность мозга, что позволило увидеть структуру индивидуальных информационных образов, которыми оперирует человек в процессе мышления. Автором математической модели выступил выпускник Университета Лобачевского, руководитель лаборатории в Московском государственном университете имени М. И. Ломоносова Александр Петухов.

«Информационный образ — квант человеческого разума. Это простейший элемент, которым человеческий мозг обрабатывает информацию. Мы предполагаем, что человеческое мышление — это активация и динамика информационных образов, их взаимодействие и существование во времени. С помощью математической модели можно воссоздавать эти процессы», — сообщил Александр Петухов.