19.04.2022
2 159

Жители Паленке приносили в жертву тех, кто был под рукой

4.1

Археологи нашли в самом крупном и загадочном сооружении столицы майя следы необычных ритуалов, включая жертвоприношения домашних собак.

Дворец Паленке с уникальной для майя башней в центре / ©wikipedia.org

Представители мексиканского Национального института антропологии и истории (INAH) сообщили, что во время исследования центрального здания археологического комплекса Паленке они обнаружили жертвенные очаги с останками животных, бусинами из ракушек и фрагментами зеленого камня.

Паленке — условное название города, который был столицей Баакульского царства майя, существовавшего в классический период. Историки не знают обстоятельств гибели Баакуля и падения его столицы. Известно лишь, что люди там жили до начала IX века нашей эры.

Есть не вполне ясные письменные свидетельства того, что иностранцы посещали некие развалины на юго-востоке Мексики еще в XVIII веке, с большой вероятностью речь шла о руинах столицы Баакуля. Но настоящее открытие Паленке состоялось в XIX веке.

Так Вальдек представлял ритуалы майя / ©wikipedia.org

Французский путешественник и авантюрист Жан-Фредерик Вальдек первым подробно описал Паленке. И это стало началом грандиозного спора, который некоторые ученые считают незаконченным до сих пор. Дело в том, что Вальдек увидел на барельефах майя слонов — их в Америке не было уже не менее 12 тысяч лет.

Позднее что-то подобное нашли на глифах в Монте-Альбане, а потом еще сто лет спорили, кто же на самом деле там изображен: слон, попугай или вождь майя.

Архитектурный комплекс Паленке состоит из трех храмов и дворца — сейчас его называют на испанский манер Эль-Паласио. Он представляет собой лабиринт из 12 комнат или «домов», двух дворов и башни — четырехуровневого квадратного сооружения, уникального для мира майя.

Дворец считается самым сложным и обширным зданием в городе, поскольку его использовали для административных и ритуальных мероприятий, а также для дипломатических приемов. Сейчас ученые нашли в комнатах, где проводили пиры, небольшие очаги.

Извлеченные из очагов отложения промыли с помощью очень мелкоячеистого сита там же, на территории археологической зоны Паленке, в некогда священном ручье майя Отулуме.

В результате просева из отложений извлекли сотни фрагментарных останков животных, 58 процентов из которых соответствуют рыбам, 19 процентов — моллюскам, 11 процентов — ракообразным, пять процентов — птицам, четыре — рептилиям и три — млекопитающим.

Промытые отложения из жертвенных очагов / ©INAH

Это мидии, несколько видов улиток, пресноводный краб, мохарровые рыбы, черепахи, броненосец, несколько разновидностей оленей и, почему-то, домашняя собака. Надо сказать, майя одомашнили собак задолго до прихода в их земли испанцев. Согласно недавним открытиям, следы одомашненных собак для Центральной Америки встречаются уже 12 тысяч лет назад. До недавних пор считали, что собак в районы южнее Аляски принесли только европейцы.

Руководитель проекта Карлос Мигель Варела Шеррер (Carlos Miguel Varela Scherrer) отмечает, что все перечисленные животные обитали непосредственно в зоне вокруг Паленке — нет ни одного «неместного» следа. Он предполагает, что эти находки — следы ритуала. Сначала проходили пиры, посвященные тем или иным событиям или датам, а потом несъеденные остатки сжигали в очагах, принося таким образом жертву, не слишком обременительную для бюджета.

О том, что это не просто уничтожение мусора, говорят находки в этих же очагах бусин из раковин, а также фрагментов зеленого камня, из которого майя вырезали фигурки для вотивных подношений.

Паленке сегодня считают одним из наиболее сохранившихся памятников майя, сравнимым разве что с пирамидами в Копане (Гондурас). А Эль-Паласио к тому же построен в совершенно нетипичной для майя традиции.

Как уже сказано, самое странное сооружение на его территории — башня. Ничего подобного в других городах майя не найдено. Дело в том, что майя не знали сторожевых башен: их города были незащищены, открыты со всех сторон.

В результате ученые до сих пор спорят о предназначении этого сооружения. Еще недавно ее считали смотровой башней, на которой располагался наблюдательный пост. Это довольно странное предположение, ведь для наблюдения гораздо больше подходят пирамиды, которые выше башни.

Некоторые исследователи вообще предполагают, что Эль-Паласио — учебное заведение. Они считают, что комнаты, соединенные в лабиринт, — учебные аудитории, а башня — обсерватория.

Но все же находки следов явно ритуального характера заставляют усомниться в такой гипотезе. Скорее всего, дворец Паленке играл роль административно-религиозного центра.