Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
У гладиаторской арены Пергама нашли VIP-места с именами владельцев
Археологи обнаружили частные «элитные» ложи в разных секторах древнего амфитеатра.
Раскопки в Пергамском амфитеатре (современный город Бергама, Турция), привлекающем внимание археологов благодаря сходству со знаменитым римским Колизеем, идут с 2018 года. Построенный в римскую эпоху (примерно 1800 лет назад) он отличается от множества других подобных сооружений большой ареной. Известно, что в II веке в амфитеатре проходили бои гладиаторов и животных, также там проводили реконструкции морских сражений. На этой же арене казнили первых христиан, затравливая их дикими зверями.
В этом году специалисты из Немецкого археологического института (Deutsches Archäologisches Institut) нашли места для зрителей, отделенные от остальных рядов и похожие на современные ложи на спортивных стадионах и в развлекательных заведениях. Места эти подписаны — причем надписи высечены в камне (как поступали, если место меняло владельца, пока не очень понятно).
Интересно, что некоторые вполне латинские имена были выбиты греческими буквами: исследователи предполагают, что это жители Рима, которые по каким-то причинам пожелали иметь персональное место в Пергамском амфитеатре. Возможно, речь идет о представителях имперской администрации или еще каких-то римлянах, надолго поселившихся в Пергаме.

На сегодня археологи обнаружили пять приватных зрительских зон, но работы еще далеки от завершения. Всего несколько лет назад ученые говорили, что вместимость амфитеатра составляла 10 тысяч человек. Сейчас, по мере расширения масштабов раскопок, они полагают, что в нем хватало места не менее чем для 25 тысяч, а то и для 50 тысяч человек. Это сопоставимо с числом мест в римском Колизее, где, даже по оптимистичным оценкам, не помещались более 87 тысяч (современные ученые говорят о 50 тысячах). Иными словами, можно ожидать, что VIP-ложи обнаружат и в других его секторах.
Директор Немецкого археологического института Феликс Пирсон (Felix Pirson) отметил: «Они хотели построить здесь копию Колизея, который посещали все слои общества. И люди из высшего класса или важных семей имели частные места в специальных секциях с выгравированными на них именами».
Надо сказать, что в самом римском Колизее располагались не просто ложи для отдельных влиятельных людей или семейств. Размещение зрителей там было жестко структурировано в соответствии со структурой самого римского общества. Ложи, с которых открывался самый лучший вид на арену, предназначались для императора и весталок. Рядом находилась площадка для сенаторов (они могли приносить свои стулья), причем на площадке тоже сохранились выбитые имена некоторых сенаторов V века. Потом места делили так: чем выше — тем менее знатные и более бедные зрители.
Отдельные сектора были предусмотрены для выделенных групп: например, для мальчиков с воспитателями, солдат в увольнении, писцов, жрецов и так далее. Эти сектора, а также номера каждого из зрительских мест помечали выбитыми в мраморе надписями и цифрами. Напомним, некоторые группы вообще не имели права посещать Колизей: в частности, могильщики, актеры и бывшие гладиаторы.
Была ли так же жестко упорядочена система мест в Пергамском амфитеатре — пока не ясно. Ученые полагают, что строительство такого масштабного сооружения — очередной шаг в соперничестве Пергама с Эфесом и Смирной, другими крупными центрами Малой Азии того времени. Впрочем, такая конкуренция не была нововведением именно римского периода.
Пергам, согласно легенде основанный в XII веке до нашей эры выходцами из Греции, в 283-133 годах до нашей эры был столицей Пергамского царства. Считается, что расцвета он достиг при Евмене II (197-159 годы до нашей эры). Именно по его приказу примерно в 189 году до нашей эры основали Пергамскую библиотеку. И практически сразу, как пишет Плиний Старший, началось соперничество между ней и библиотекой Александрии.
Причем соперничество иногда принимало неожиданные формы. Например, царь Египта Птолемей VIII (145-116 годы до нашей эры), чтобы затруднить жизнь конкуренту, приказал остановить экспорт папируса. Привело это лишь к открытию новой технологии: ученые Пергама изобрели материал для книг, названный по месту расположения библиотеки — пергаментом.
Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.
Приблизительно 4,5 тысячи лет назад в Египте жил пожилой человек, который, вероятно, трудился гончаром. Сегодня его ДНК расшифровали полностью: это первый для современной науки случай расшифровки полного генома человека из Древнего Египта. Анализ не только раскрыл детали былой жизни, но и намекнул на связи с Месопотамией.
Гарум — знаменитый рыбный соус, который был неотъемлемой частью кухни Древнего Рима и других средиземноморских культур. Он стоял на столах и в хижинах бедняков, и в пиршественных залах патрициев. Философ Сенека с отвращением называл его «драгоценной сукровицей протухших рыб», но миллионы римлян обожали эту приправу. Что на самом деле входило в ее состав? Ответ на вопрос нашла международная команда ученых с помощью чанов, которые использовались для приготовления соуса.
Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.
За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».
Снимки с фотоловушек давно стали культурным явлением. Особенно забавными выглядят медведи. Мы с удовольствием смотрим на зверей, попавших в объектив камер в национальных парках: тигр украл фотоловушку, муравьед проехал верхом на муравьеде и так далее. Но не все животные настолько обаятельные. Ученые из США решили развить эмпатию к гремучим змеям, которых многие боятся. Для этого специалисты запустили трансляцию из «мегалогова», где рептилии отдыхают и рожают потомство.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.
в первую очередь даёте ссылку на первоисточник.Ссылка там есть, но не на первоисточник, а на какое-то пропагандистское турецкое агентство Анадолу Эдженси. Найти оригинальное высказывание директора DAI Феликса Пирсона на сайте института мне не удалось, однако там имеется подробная 3D реконструкция Пергама, из которой очевидно, что никакого амфитеатра в Пергаме не было, но нынешние развалины театра на тутошней иллюстрации составляют от силы треть первоначальных размеров этого крупнейшего театра античности (см.
крупнейшее новостное агентство страныАгентство, созданное для поддержки движения кемалистов и одновременно с ним, не может не быть "каким-то пропагандистским", как, например ИТАР-ТАСС...
старались для меня? НапрасноОно и видно.
хороший ли это повод углубить свои знания и больше не путатьсяВам дали ссылку на блог Немецкого археологического института (DAI) который собственно и занимался этими раскопками. Теперь и у вас есть повод углубить свои знания. Воспользуйтесь.
точный смысл которых вы не знаете даже на уровне словаря ОжеговДля вас Ожегов -- абсолютный источник знаний?!.. https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/3802/%D0%90%D0%9C%D0%A4%D0%98%D0%A2%D0%95%D0%90%D0%A2%D0%A0" rel="nofollow ugc">АМФИТЕАТР — (греч. amphitheatron, от amphi вокруг, и theatron театр). 1) у римлян, овальное или круглое, не покрытое крышей здание, с постепенно возвышающимися вокруг стен местами для зрителей; оно предназначалось для боя зверей и гладиаторов. 2) часть… …https://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_fwords/" rel="nofollow ugc">Словарь иностранных слов русского языка АМФИТЕАТР (от греческого amphitheatron: amphi - с обеих сторон, theatron - зрелище), 1) предназначенное для публичных зрелищ античное монументальное, овальное в плане сооружение с ареной посредине, вокруг которой располагались поднимавшиеся уступами места для зрителей (самый большой амфитеатр в мире - Колизей). 2) Места в театральном зрительном зале, цирке (как правило, за партером) или аудитории, поднимающиеся уступами.Современная энциклопедия. 2000. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/54562" rel="nofollow ugc">АМФИТЕАТР — (от греч. amphitheatron) 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались Места для зрителей (Колизей в Риме).2) Места в зрительном зале (в театре и цирке за партером) или в аудитории, расположенные… …https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/" rel="nofollow ugc">Большой Энциклопедический словарь https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/2786" rel="nofollow ugc">Амфитеатр — (amphiteatrum от греч. amjiqearon) означал у римляновальное, непокрытое крышей здание, состоявшее из двух соединенных междусобою театров, без помещения для сцены и предназначавшее для боя зверей и людей. В самой середине помещалась усыпанная песком https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/3218" rel="nofollow ugc">арена, свободно эллиптическое, приспособленное к форме всего здания, пространство, на котором происходили бои. https://dic.academic.ru/contents.nsf/brokgauz/" rel="nofollow ugc">Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
в первую очередь даёте ссылку на первоисточник.Ссылка там есть, но не на первоисточник, а на какое-то пропагандистское турецкое агентство Анадолу Эдженси. Найти оригинальное высказывание директора DAI Феликса Пирсона на сайте института мне не удалось, однако там имеется подробная 3D реконструкция Пергама, из которой очевидно, что никакого амфитеатра в Пергаме не было, но нынешние развалины театра на тутошней иллюстрации составляют от силы треть первоначальных размеров этого крупнейшего театра античности (см.
крупнейшее новостное агентство страныАгентство, созданное для поддержки движения кемалистов и одновременно с ним, не может не быть "каким-то пропагандистским", как, например ИТАР-ТАСС...
старались для меня? НапрасноОно и видно.
хороший ли это повод углубить свои знания и больше не путатьсяВам дали ссылку на блог Немецкого археологического института (DAI) который собственно и занимался этими раскопками. Теперь и у вас есть повод углубить свои знания. Воспользуйтесь.
точный смысл которых вы не знаете даже на уровне словаря ОжеговДля вас Ожегов -- абсолютный источник знаний?!.. https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/3802/%D0%90%D0%9C%D0%A4%D0%98%D0%A2%D0%95%D0%90%D0%A2%D0%A0" rel="nofollow ugc">АМФИТЕАТР — (греч. amphitheatron, от amphi вокруг, и theatron театр). 1) у римлян, овальное или круглое, не покрытое крышей здание, с постепенно возвышающимися вокруг стен местами для зрителей; оно предназначалось для боя зверей и гладиаторов. 2) часть… …https://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_fwords/" rel="nofollow ugc">Словарь иностранных слов русского языка АМФИТЕАТР (от греческого amphitheatron: amphi - с обеих сторон, theatron - зрелище), 1) предназначенное для публичных зрелищ античное монументальное, овальное в плане сооружение с ареной посредине, вокруг которой располагались поднимавшиеся уступами места для зрителей (самый большой амфитеатр в мире - Колизей). 2) Места в театральном зрительном зале, цирке (как правило, за партером) или аудитории, поднимающиеся уступами.Современная энциклопедия. 2000. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/54562" rel="nofollow ugc">АМФИТЕАТР — (от греч. amphitheatron) 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались Места для зрителей (Колизей в Риме).2) Места в зрительном зале (в театре и цирке за партером) или в аудитории, расположенные… …https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/" rel="nofollow ugc">Большой Энциклопедический словарь https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/2786" rel="nofollow ugc">Амфитеатр — (amphiteatrum от греч. amjiqearon) означал у римляновальное, непокрытое крышей здание, состоявшее из двух соединенных междусобою театров, без помещения для сцены и предназначавшее для боя зверей и людей. В самой середине помещалась усыпанная песком https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/3218" rel="nofollow ugc">арена, свободно эллиптическое, приспособленное к форме всего здания, пространство, на котором происходили бои. https://dic.academic.ru/contents.nsf/brokgauz/" rel="nofollow ugc">Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии