• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
27.09.2021
Алиса Гаджиева
39
5 492

У гладиаторской арены Пергама нашли VIP-места с именами владельцев

3.8

Археологи обнаружили частные «элитные» ложи в разных секторах древнего амфитеатра.

VIP-ложи Пергамского амфитеатра. То, что сейчас кажется обычными развалинами, 1800 лет назад было признаком высокого положения в обществе / ©aa.com.tr / Автор: Telestis Scaevinius

Раскопки в Пергамском амфитеатре (современный город Бергама, Турция), привлекающем внимание археологов благодаря сходству со знаменитым римским Колизеем, идут с 2018 года. Построенный в римскую эпоху (примерно 1800 лет назад) он отличается от множества других подобных сооружений большой ареной. Известно, что в II веке в амфитеатре проходили бои гладиаторов и животных, также там проводили реконструкции морских сражений. На этой же арене казнили первых христиан, затравливая их дикими зверями.

В этом году специалисты из Немецкого археологического института (Deutsches Archäologisches Institut) нашли места для зрителей, отделенные от остальных рядов и похожие на современные ложи на спортивных стадионах и в развлекательных заведениях. Места эти подписаны — причем надписи высечены в камне (как поступали, если место меняло владельца, пока не очень понятно).

Интересно, что некоторые вполне латинские имена были выбиты греческими буквами: исследователи предполагают, что это жители Рима, которые по каким-то причинам пожелали иметь персональное место в Пергамском амфитеатре. Возможно, речь идет о представителях имперской администрации или еще каких-то римлянах, надолго поселившихся в Пергаме.

Общий вид амфитеатра в Пергаме / ©wikipedia.org

На сегодня археологи обнаружили пять приватных зрительских зон, но работы еще далеки от завершения. Всего несколько лет назад ученые говорили, что вместимость амфитеатра составляла 10 тысяч человек. Сейчас, по мере расширения масштабов раскопок, они полагают, что в нем хватало места не менее чем для 25 тысяч, а то и для 50 тысяч человек. Это сопоставимо с числом мест в римском Колизее, где, даже по оптимистичным оценкам, не помещались более 87 тысяч (современные ученые говорят о 50 тысячах). Иными словами, можно ожидать, что VIP-ложи обнаружат и в других его секторах.

Директор Немецкого археологического института Феликс Пирсон (Felix Pirson) отметил: «Они хотели построить здесь копию Колизея, который посещали все слои общества. И люди из высшего класса или важных семей имели частные места в специальных секциях с выгравированными на них именами».

Надо сказать, что в самом римском Колизее располагались не просто ложи для отдельных влиятельных людей или семейств. Размещение зрителей там было жестко структурировано в соответствии со структурой самого римского общества. Ложи, с которых открывался самый лучший вид на арену, предназначались для императора и весталок. Рядом находилась площадка для сенаторов (они могли приносить свои стулья), причем на площадке тоже сохранились выбитые имена некоторых сенаторов V века. Потом места делили так: чем выше — тем менее знатные и более бедные зрители.

Отдельные сектора были предусмотрены для выделенных групп: например, для мальчиков с воспитателями, солдат в увольнении, писцов, жрецов и так далее. Эти сектора, а также номера каждого из зрительских мест помечали выбитыми в мраморе надписями и цифрами. Напомним, некоторые группы вообще не имели права посещать Колизей: в частности, могильщики, актеры и бывшие гладиаторы.

Была ли так же жестко упорядочена система мест в Пергамском амфитеатре — пока не ясно. Ученые полагают, что строительство такого масштабного сооружения — очередной шаг в соперничестве Пергама с Эфесом и Смирной, другими крупными центрами Малой Азии того времени. Впрочем, такая конкуренция не была нововведением именно римского периода.

Пергам, согласно легенде основанный в XII веке до нашей эры выходцами из Греции, в 283-133 годах до нашей эры был столицей Пергамского царства. Считается, что расцвета он достиг при Евмене II (197-159 годы до нашей эры). Именно по его приказу примерно в 189 году до нашей эры основали Пергамскую библиотеку. И практически сразу, как пишет Плиний Старший, началось соперничество между ней и библиотекой Александрии.

Причем соперничество иногда принимало неожиданные формы. Например, царь Египта Птолемей VIII (145-116 годы до нашей эры), чтобы затруднить жизнь конкуренту, приказал остановить экспорт папируса. Привело это лишь к открытию новой технологии: ученые Пергама изобрели материал для книг, названный по месту расположения библиотеки — пергаментом.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 16:41
Андрей

Китайские палеонтологи раскопали богатый окаменелостями комплекс, раскрывающий разнообразную пищевую цепь пресноводного озера времен раннего юрского периода. Тысячи находок рыб, среди которых и новые виды, древних родственников акул и даже плезиозавров показали пеструю фауну, сохранившуюся после вымирания почти 200 миллионов лет назад.

21 ноября
Evgenia

Китайские исследователи удерживали изотоп иттербия-173 в состоянии «кота Шредингера» более 20 минут. Эта работа приблизила точность измерений фазового сдвига квантовой системы к теоретически возможному пределу.

Позавчера, 11:21
ПНИПУ

Все больше людей обращают внимание на свой рацион и ищут способы улучшить здоровье, снизить негативное воздействие на окружающую среду или выразить свои этические убеждения. Одним из популярных трендов в питании становится отказ от определенных продуктов. Эксперт ПНИПУ рассказал, относится ли человек к плотоядным, какие овощи после термической обработки становятся полезнее, как веганство детей приводит к задержке их развития и правда ли то, что колбасы на основе пшеничного белка лучше, чем рыба и мясо.

19 ноября
Юлия Трепалина

Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.

18 ноября
Игорь Байдов

Сегодня существует достаточно технических средств, позволяющих находить невидимые выбросы метана, вызванные деятельностью человека. Вклад этого парникового газа в глобальное потепление — 25 процентов, однако парниковая активность почти в 30 раз больше, чем у углекислого газа. Согласно докладу, опубликованному на климатическом саммите мира COP29, правительства и компании, ответственные за выбросы метана, редко принимают меры, когда их предупреждают о крупных утечках.

20 ноября
НИУ ВШЭ

Коллектив ученых НИУ ВШЭ совместно с Институтом высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН изучил реакции людей на обман в условиях стресса и умственного напряжения. Оказалось, что привычка курить мешает хорошо справляться с задачами, требующими памяти и внимания, и ухудшает способность человека распознавать обман.

30 октября
Елизавета Александрова

Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.

16 ноября
Evgenia

Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.

31 октября
Татьяна

Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.

[miniorange_social_login]

Комментарии

39 Комментариев
-
0
+
Вот все же хотелось бы чтоб движок коментов не путал смыслы и не расставлял бы сообщения "по понятиям"🤟 Отвечаешь на первый комент в теме а прилепляет к совершенно другому, от чего возникает неразбериха, а то и меняется смысл комента. Конечно можно при желании даже догадаться что соседняя линия тянется к первому коменту но пальцы надо отрубать тем кто делает интерфейс таким загадочным и заставляет юзера искать выходы из лабиринтов.
Anastasia Anuchina
30.09.2021
-
0
+
Вопиющая безграмотность: на фото из Википедии не амфитеатр, а театр! Амфи-театр - это двойной театр, два театра, составленные вместе. В современном понимании - стадион. Эллипс в плане. А театр - полукруг в плане. И с такими знаниями автор статьи берётся писать по теме? Позорище.
    Maki
    30.09.2021
    -
    0
    +
    Откуда столько яда? Горгона, которая дожила до наших дней? ))) А вот если по теме - можете лучше написать? С радостью почитаем. Хотя будьте готовы, что кто-нибудь обязательно напишет что вы вопиюще безграмотны )))
    +
      ещё комментарии
      Anastasia Anuchina
      30.09.2021
      -
      0
      +
      Могу ли я написать лучше? Естественно. Рассказываю, как это делается: переписывая конспектно чужое сообщение, в первую очередь даёте ссылку на первоисточник. Далее проверяете, чтобы те фото, которые Вы прикрепили к тексту, соответствовали этому тексту. Для этого всего, правда, нужны некоторые знания, но имея их, Вы получите зарплату заслуженно. А не имея - Вы всё равно получите зарплату. Но ждите, что Вас поправят в комментариях. Заслуженно. У Вас есть возможность с радостью меня почитать, но для этого Вам придётся обратиться к научной периодике. Дерзайте.
        -
        0
        +
        в первую очередь даёте ссылку на первоисточник.
        Ссылка там есть, но не на первоисточник, а на какое-то пропагандистское турецкое агентство Анадолу Эдженси. Найти оригинальное высказывание директора DAI Феликса Пирсона на сайте института мне не удалось, однако там имеется подробная 3D реконструкция Пергама, из которой очевидно, что никакого амфитеатра в Пергаме не было, но нынешние развалины театра на тутошней иллюстрации составляют от силы треть первоначальных размеров этого крупнейшего театра античности (см. https://www.youtube.com/watch?v=h3Q2tb4h0OY&t=355s).
          -
          0
          +
          Попробуйте почитать здесь: https://www.dainst.blog/2020-field-campaign-of-the-pergamon-excavation/ Могу дать конкретную цитату: The study of the amphitheatre, which is planned for three campaigns, focused on evidence for the graphic reconstruction of the missing parts and on damage mapping of the standing structures (Fig. 15). Ваша собеседница, пытаясь продемонстрировать "компетентность", путает понятия, принятые в архитектуре и в истории (археологии). И да, назвать крупнейшее новостное агентство страны "каким-то пропагандистским" - это тоже об уровне компетентности.
            -
            0
            +
            крупнейшее новостное агентство страны
            Агентство, созданное для поддержки движения кемалистов и одновременно с ним, не может не быть "каким-то пропагандистским", как, например ИТАР-ТАСС...
            -
            0
            +
            Посмотрел я эту ссылку. Она противоречит данным того же института, представленным на его же 3D реконструкции. Ссылку не даю, так как она безобразно велика, но ее легко найти на сайте института, впрочем, эта реконструкция выложена институтом в Ютубе (см. ссылку выше). Там совершенно однозначно читается титр: Театр и храм Диониса, и нет никаких признаков классического римского амфитеатра ни рядом, ни поодаль. Отчего возникло такое противоречие у исследователей, для меня загадка неразрешимая... Впрочем, наш обмен мнениями по этому поводу привлек внимание посетителей сайта, и это хорошо!
    -
    0
    +
    Может быть, прежде, чем рассуждать о чужой "безграмотности", стоит убедиться в собственной "грамотности"? Например, посмотреть в словарь и узнать значение слова "амфитеатр"? Или это слишком тернистый путь?
    +
      ещё комментарии
      -
      0
      +
      В чем-то тетенька конечно права вот только хамский тон ее выдает. https://classes.ru/all-russian/dictionary-foreign-term-697.htm
        -
        0
        +
        При чем тут словарь иностранных слов? Лексическое значение лучше смотреть в толковом словаре. Например, Ожегова: АМФИТЕАТР, амфитеатра, м. (греч. amphitheatron). 1. У древних - здание для зрелищ с возвышающимися полукружием или кругом местами для зрителей. 2. В современных театрах - места за партером или над ложами, расположенные полукругом. Я бы этой ей сразу объяснила, просто не люблю хамства. Она же приосаниться пришла, а не на ошибку указать (что всегда приветствуется).
        Anastasia Anuchina
        30.09.2021
        -
        0
        +
        "Тётенька" - это, надо полагать, я? Что же, очевидно, что Вы можете послужить эталоном вежливости, что достаточно "выдаёт" Ваш комментарий.
          -
          0
          +
          Начиная со слов "вопиющая безграмотность" "позорище" этот человек еще требует к себе уважения ))) Какая "вопиющая" наивность. Ой, не зря я вам ссылку запостил про детское мышление.
            Anastasia Anuchina
            30.09.2021
            -
            0
            +
            Этот человек (видимо, вы обо мне, раз не отвечаете) отнюдь не требует к себе уважения. Уважение получают по заслугам. Или не получают. Так или иначе, это решают окружающие, любые требования тут были бы неуместны. Вы находите оскорбительное в словах "вопиющая" и "безграмотность"? Ничего себе! Да, слово "позорище", пожалуй, может задеть. Как может задеть вопиющая безграмотность статьи. Увы. Но порога общественного приличия не переступает и слово "позорище". А что до Вашей ссылки, так это Вы старались для меня? Напрасно. Не имею привычки кликать на ссылки для "тётенек".
      Anastasia Anuchina
      30.09.2021
      -
      0
      +
      Я не могу знать, каким словарём воспользовались Вы, но в вопросах архитектурных терминов следует пользоваться рецензированными словарями архитектурных терминов, а не Википедией или словарями сайтов дизайнеров квартир и риэлторов. Цитирую словарь архитектурных терминов: "АМФИТЕАТР (от греч. amfiqeatron) 1) древнеримское монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений). Амфитеатры представляли собой грандиозные эллипсовидные в плане сооружения без крыши, с ареной посередине, окруженные местами для зрителей повышающимися уступами (как бы соединение двух подковообразных в плане греческих театров)..." Есть у термина и другие значения, что мы уже обсудили в комментариях, но к обсуждаемому контексту имеет отношение именно первое значение. Запомнить просто: театр - полукруг, веер. Амфитеатр - два театра, составленные вместе так, чтобы в плане получился эллипс.
        -
        0
        +
        Открою секрет: при написании новости основным словарем, который стоит использовать, является словарь русского языка. Лексическое значение слова можно посмотреть в толковом словаре. Это не сложно, поверьте, у вас получится. И, разумеется, мнение археолога, который использовал именно это слово, для меня значит больше, чем мнение хамоватого архитектора.
          Anastasia Anuchina
          30.09.2021
          -
          0
          +
          Вы пишете в области истории архитектуры, но не готовы пользоваться специализированной литературой? Что же Вам мешает? Но допустим. Мнение археолога Вы, надо полагать, вычитали по-английски? Готовы ли Вы допустить, что возможно существование разницы в применении одних и тех же профессиональных терминов в разных языках? Т.е. речь может идти как о неправильном использовании архитектурного термина археологом (а такое случается!), так и о разном понимании термина в разных языковых средах. Допустим, Вы не учли всего этого. Скажите, что сейчас, когда ошибка выявлена, мешает Вам принять к сведению правильное значение термина "амфитеатр"? Авторитет составителей словаря русского языка? Тогда почему не писать о медицине, руководствуясь словарём русского языка? Видимо, потому, что толкование понятий в специализированной области требует знаний. Вас поправили. Это бывает неприятно. Но полезно, если уметь воспринимать информацию. На этом прощаюсь. Возможно я Вас задела своими словами. Но отдайте себе отчёт, что это был законный и вполне корректный ответ на то, что Вы задели читателя своей некомпетентностью.
            -
            0
            +
            Во-первых, с чего вы взяли, что я пишу "в области истории архитектуры"? Во-вторых, совершенно не важно, на каком языке употребил слово Пирсон: я пишу на русском. И мнение Ожегова, при употреблении слов русского языка в издании, которое не является профильным по какому-то одному виду знаний (там еще можно говорить о приоритете терминов над правилами русского языка), для меня значимее мнения хамоватого архитектора. В-третьих, вы не поправили меня (ну или давайте скажем, что поправили заодно Ожегова и Пирсона). Вы пришли покрасоваться за чужой счет, увидев знакомое слово, которые вы, в своей профессиональной среде, привыкли употреблять уже, чем это позволяет толковый словарь русского языка. Вас поправили. Это бывает неприятно. Но полезно, если уметь воспринимать информацию. Вы такого умения не продемонстрировали. Зато некомпетентность в области археологии, русского языка и работы СМИ - вполне. Но вы меня этим не задели - я отвечаю вам только для того, чтобы ваша некомпетентность не вводила в заблуждение остальных читателей.
    -
    0
    +
    Это у вас профессиональная девиация)) С точки зрения архитектора-реставратора табуретка это не стул, мы в курсе. Но слово амфитеатр куда привычнее в отношении древностей и сразу отдает античностью. А вот "театр" слишком ассоциируется с современностью. Пусть технически приставка "амфи-" и означает "вокруг"
    +
      ещё комментарии
-
0
+
Ничего общего с Колизеем в архитектурном отношении типичный греческий амфитеатр в Пергаме не имеет, да и предназначен был для совсем других зрелищ (театральных представлений и мистерий), хотя римские извращенцы могли его приспособить и для гладиаторских боев и для травли преступников хищными зверями...
    Anastasia Anuchina
    30.09.2021
    -
    0
    +
    На фото типичный греческий ТЕАТР. Греческих амфитеатров не бывает, потому что амфитеатр - римское изобретение, выглядит, как современный стадион. Как можно путать театр и стадион?
    +
      ещё комментарии
      -
      0
      +
      С замечанием совершенно согласен. Черт его знает, откуда у меня эта амфи- вылезла?!.. Видать, сидит во мне чертенок приспособленчества... Впрочем, сообразил, что здесь выскочило название части зрительного зала в классических театрах современности.
        Anastasia Anuchina
        30.09.2021
        -
        0
        +
        А, да, есть такая ерунда - места в театре, по странности называетмые амфитеатром, Вы правы. И форма природного рельефа тоже называется амфитеатром, являясь театром. Но, боюсь, барышне, с ошибками переписавшей чужую статью, в такие тонкости погружаться рано. Но видите, это Вы человек адекватный, а в большинстве случаев любознательная публика прощает безграмотность и, наоборот, не прощает компетентность.
    -
    0
    +
    Могу предложить вам написать письмо в Немецкий археологический институт и покритиковать его представителя, который, собственно говоря, и предположил, что в Пергаме строили подобие Колизея. Понимаете, подобие - это не всегда внешне. А функционально и размерами сооружение в Пергаме вполне подобно римскому.
    +
      ещё комментарии
      Anastasia Anuchina
      30.09.2021
      -
      0
      +
      Во-первых, Вы даёте ссылку на турецкий агрегатор, а не на статью в первоисточнике. Найти первоисточник легко, но полагается давать на него ссылку. Во-вторых, для того журналисту и необходима минимальная грамотность в рамках темы, чтобы писать по теме без ошибок. Кому бы ни пришла в голову странность именовать театр амфитеатром, для чего Вы воспроизводите ошибочный посыл? А если Вы не понимаете ошибочность этого посыла, зачем Вы берётесь писать на тему из истории архитектуры?
        -
        0
        +
        Во-первых, Агентство Анадолу - это крупнейшее турецкое новостное агентство, а никак не агрегатор. Если вы не разбираетесь в таких вещах, может, лучше не демонстрировать свою некомпетентность? Во-вторых, журналист АА взял комментарий у Пирсона, поэтому ссылка на этот материал - вполне себе источник. Но вы уже продемонстрировали, что не разбираетесь в таких вещах. В-третьих, если уж говорить о "минимальной грамотности в рамках темы", то попробуйте обратиться с этим к профессору Пирсону, который в своей статье употребляет именно слово "amphitheatre". Вот ссылка: https://www.dainst.blog/2020-field-campaign-of-the-pergamon-excavation/ Поверьте, его компетентность и "минимальная грамотность" явно вызывает больше доверия, чем ваша. И да, с чего вы взяли, что новость "на тему из истории архитектуры"?
          Anastasia Anuchina
          30.09.2021
          -
          0
          +
          В данном случае источником было бы сообщение автора находки. И он существует, поверьте, его очень легко обнаружить. Коль скоро лапидарные надписи обнаружены на объекте древней архитектуры, имеют непосредственную связь с функцией этого объекта, а историей памятников архитектуры занимается наука, называемая историей архитектуры - вот из всего этого следует, что обсуждаемая новость относится к теме истории архитектуры. Однако, я с Вами попрощалась в соседней ветке, прощаюсь и тут. Пора это сделать, ведь сказанного по сути ошибки в терминах достаточно. А пустые препирательства никому не нужны.
            Как уморительно наблюдать за тем, как вы "нашли ошибки" у немецких археологов, "неправильно употребляющих", по-вашему, слова, точный смысл которых вы не знаете даже на уровне словаря Ожегова. Вам самой не смешно?
            -
            0
            +
            В данному случае материал новостного агентства - это вполне себе источник, поверьте. Но вы не разбираетесь в принципах работы СМИ, хотя и пытаетесь меня учить. По той же причине вы не понимаете, что речь не идет об истории архитектуры. По поводу остального, включая употребление терминов, я ответила в другой ветке.
-
0
+
Вывод понятен: соперничество и запрет приводят к открытию новых технологий. 😉
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно