27.09.2021
3 318

Палеонтологи выделили хорошо сохранившиеся клетки динозавра

4.8

Китайские ученые выделили прекрасно сохранившиеся хрящевые клетки у динозавра возрастом 125 миллионов лет. В них содержатся ядра с остатками органических молекул и хроматина. Подобные исследования, по словам ученых, приближают науку к секвенированию ДНК древних «ящеров».

Реконструкция каудиптерикса в момент смерти / ©phys.org

Работа опубликована в журнале Communications Biology. Сохранность ядер клеток у давно вымерших организмов считается редким и исключительным явлением. Из-за хрупкости нуклеиновых кислот такие ядра быстро разрушаются после смерти животного (иногда — в течение нескольких часов). Однако такие структуры периодически находят и описывают, особенно у древних растений.

Не так давно впервые обнаружили нити хроматина в окаменелых позвоночных хрящах утконосого динозавра (Hypacrosaurus stebingeri). На этот раз ученые из Университета Линьи и Института палеонтологии и палеоантропологии позвоночных (Китай) выделили прекрасно сохранившиеся клетки дистального суставного хряща у динозавра, обитавшего на северо-востоке Китая 125 миллионов лет назад, — Caudipteryx. Это было животное размером с павлина с длинными перьями на хвосте.

Фотографии фрагмента суставного хряща каудиптерикса, полученные с помощью нескольких методов микроскопии / ©www.nature.com

Кусок хряща извлекли из правой бедренной кости. Палеонтологи сначала декальцинировали его, а затем использовали различные химические методы для анализа. Выяснилось, что клетки были минерализованы путем окварцевания после смерти динозавра. Это, вероятно, и помогло им сохраниться столь хорошо. Исследователи также обнаружили, что одни клетки животного выглядели здоровыми и после смерти, другие же, больные и пористые, начали процесс окаменения еще в процессе умирания существа.

Среди прочего авторы использовали химическое вещество — гематоксилин, природный краситель, получаемым из эфирного экстракта кампешевого дерева. С его помощью палеонтологам удалось окрасить ядра некоторых клеток динозавра в фиолетовый цвет. Сохранность находки оказалась столь уникальной, что специалисты смогли рассмотреть и некоторые оригинальные биомолекулы в клетках, и нити хроматина.

Подобные исследования, по словам ученых, приближают науку к успешному секвенированию ДНК динозавров. Ведь считается, что молекулы ДНК такого возраста просто не могут сохраниться. Исследование китайских палеонтологов дает надежду, что это не так или не совсем так, поскольку клетки Caudipteryx не полностью окаменели и все еще содержат остатки органических молекул. Дело за «малым» — выяснить, сохранили ли они какую-то биологическую информацию и остатки ДНК.