Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
У гладиаторской арены Пергама нашли VIP-места с именами владельцев
Археологи обнаружили частные «элитные» ложи в разных секторах древнего амфитеатра.
Раскопки в Пергамском амфитеатре (современный город Бергама, Турция), привлекающем внимание археологов благодаря сходству со знаменитым римским Колизеем, идут с 2018 года. Построенный в римскую эпоху (примерно 1800 лет назад) он отличается от множества других подобных сооружений большой ареной. Известно, что в II веке в амфитеатре проходили бои гладиаторов и животных, также там проводили реконструкции морских сражений. На этой же арене казнили первых христиан, затравливая их дикими зверями.
В этом году специалисты из Немецкого археологического института (Deutsches Archäologisches Institut) нашли места для зрителей, отделенные от остальных рядов и похожие на современные ложи на спортивных стадионах и в развлекательных заведениях. Места эти подписаны — причем надписи высечены в камне (как поступали, если место меняло владельца, пока не очень понятно).
Интересно, что некоторые вполне латинские имена были выбиты греческими буквами: исследователи предполагают, что это жители Рима, которые по каким-то причинам пожелали иметь персональное место в Пергамском амфитеатре. Возможно, речь идет о представителях имперской администрации или еще каких-то римлянах, надолго поселившихся в Пергаме.
На сегодня археологи обнаружили пять приватных зрительских зон, но работы еще далеки от завершения. Всего несколько лет назад ученые говорили, что вместимость амфитеатра составляла 10 тысяч человек. Сейчас, по мере расширения масштабов раскопок, они полагают, что в нем хватало места не менее чем для 25 тысяч, а то и для 50 тысяч человек. Это сопоставимо с числом мест в римском Колизее, где, даже по оптимистичным оценкам, не помещались более 87 тысяч (современные ученые говорят о 50 тысячах). Иными словами, можно ожидать, что VIP-ложи обнаружат и в других его секторах.
Директор Немецкого археологического института Феликс Пирсон (Felix Pirson) отметил: «Они хотели построить здесь копию Колизея, который посещали все слои общества. И люди из высшего класса или важных семей имели частные места в специальных секциях с выгравированными на них именами».
Надо сказать, что в самом римском Колизее располагались не просто ложи для отдельных влиятельных людей или семейств. Размещение зрителей там было жестко структурировано в соответствии со структурой самого римского общества. Ложи, с которых открывался самый лучший вид на арену, предназначались для императора и весталок. Рядом находилась площадка для сенаторов (они могли приносить свои стулья), причем на площадке тоже сохранились выбитые имена некоторых сенаторов V века. Потом места делили так: чем выше — тем менее знатные и более бедные зрители.
Отдельные сектора были предусмотрены для выделенных групп: например, для мальчиков с воспитателями, солдат в увольнении, писцов, жрецов и так далее. Эти сектора, а также номера каждого из зрительских мест помечали выбитыми в мраморе надписями и цифрами. Напомним, некоторые группы вообще не имели права посещать Колизей: в частности, могильщики, актеры и бывшие гладиаторы.
Была ли так же жестко упорядочена система мест в Пергамском амфитеатре — пока не ясно. Ученые полагают, что строительство такого масштабного сооружения — очередной шаг в соперничестве Пергама с Эфесом и Смирной, другими крупными центрами Малой Азии того времени. Впрочем, такая конкуренция не была нововведением именно римского периода.
Пергам, согласно легенде основанный в XII веке до нашей эры выходцами из Греции, в 283-133 годах до нашей эры был столицей Пергамского царства. Считается, что расцвета он достиг при Евмене II (197-159 годы до нашей эры). Именно по его приказу примерно в 189 году до нашей эры основали Пергамскую библиотеку. И практически сразу, как пишет Плиний Старший, началось соперничество между ней и библиотекой Александрии.
Причем соперничество иногда принимало неожиданные формы. Например, царь Египта Птолемей VIII (145-116 годы до нашей эры), чтобы затруднить жизнь конкуренту, приказал остановить экспорт папируса. Привело это лишь к открытию новой технологии: ученые Пергама изобрели материал для книг, названный по месту расположения библиотеки — пергаментом.
Северный Кавказ играл ключевую роль в древней колонизации Евразии и формировании ее культурного и генетического наследия, однако до сих пор не до конца изучена генетическая история носителей местных культур. Ученые впервые провели глубокое секвенирование древней ДНК представителей кобанской культуры, сформировавшейся в позднем бронзовом веке на Северном Кавказе, и сравнили ее с генетическими данными современных народов Кавказа. Результаты работы подтвердили роль носителей кобанской культуры как древнего генетического моста между бронзовым и железным веками на Северном Кавказе.
Американские исследователи пришли к выводу: тихоходки способны повышать уровень продуктов генов репарации ДНК до такой степени, что это позволяет сделать их одними из самых распространенных в своем геноме. Среди прочего это помогает им выдерживать экстремальную радиацию.
Во время лабораторного эксперимента канадские биологи проявили неосторожность, благодаря чему узнали, что шмели куда менее уязвимы к экстремальным погодным условиям и более выносливы, чем считалось ранее.
Американские исследователи пришли к выводу: тихоходки способны повышать уровень продуктов генов репарации ДНК до такой степени, что это позволяет сделать их одними из самых распространенных в своем геноме. Среди прочего это помогает им выдерживать экстремальную радиацию.
Северный Кавказ играл ключевую роль в древней колонизации Евразии и формировании ее культурного и генетического наследия, однако до сих пор не до конца изучена генетическая история носителей местных культур. Ученые впервые провели глубокое секвенирование древней ДНК представителей кобанской культуры, сформировавшейся в позднем бронзовом веке на Северном Кавказе, и сравнили ее с генетическими данными современных народов Кавказа. Результаты работы подтвердили роль носителей кобанской культуры как древнего генетического моста между бронзовым и железным веками на Северном Кавказе.
У детей, которые чувствуют себя обузой для других, чаще возникают суицидальные мысли, выяснили специалисты из США. Кроме того, на психологическое состояние в раннем подростковом возрасте влияют некоторые действия со стороны родителей или опекунов.
Режим работы, количество трудовых часов в неделю и экономическую стабильность профессии прочно ассоциируют с благополучием человека. Количественно и качественно определить эти взаимосвязи получается редко — нужны большие выборки респондентов и длительное время наблюдений. Автор новой научной работы использовал долговременное исследование более чем семи тысяч американцев, чтобы выявить основные эффекты паттернов трудовой деятельности на психическое и физическое здоровье работающих людей.
Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.
По спектральным данным от «Джеймса Уэбба» и результатам компьютерного моделирования атмосферы астрономы показали, что экзопланета LHS 1140 b — мир-океан. Причем по характеристикам это лучший на сегодня потенциально обитаемый мир, подходящий для пристального изучения.
в первую очередь даёте ссылку на первоисточник.Ссылка там есть, но не на первоисточник, а на какое-то пропагандистское турецкое агентство Анадолу Эдженси. Найти оригинальное высказывание директора DAI Феликса Пирсона на сайте института мне не удалось, однако там имеется подробная 3D реконструкция Пергама, из которой очевидно, что никакого амфитеатра в Пергаме не было, но нынешние развалины театра на тутошней иллюстрации составляют от силы треть первоначальных размеров этого крупнейшего театра античности (см.
крупнейшее новостное агентство страныАгентство, созданное для поддержки движения кемалистов и одновременно с ним, не может не быть "каким-то пропагандистским", как, например ИТАР-ТАСС...
старались для меня? НапрасноОно и видно.
хороший ли это повод углубить свои знания и больше не путатьсяВам дали ссылку на блог Немецкого археологического института (DAI) который собственно и занимался этими раскопками. Теперь и у вас есть повод углубить свои знания. Воспользуйтесь.
точный смысл которых вы не знаете даже на уровне словаря ОжеговДля вас Ожегов -- абсолютный источник знаний?!.. https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/3802/%D0%90%D0%9C%D0%A4%D0%98%D0%A2%D0%95%D0%90%D0%A2%D0%A0" rel="nofollow ugc">АМФИТЕАТР — (греч. amphitheatron, от amphi вокруг, и theatron театр). 1) у римлян, овальное или круглое, не покрытое крышей здание, с постепенно возвышающимися вокруг стен местами для зрителей; оно предназначалось для боя зверей и гладиаторов. 2) часть… …https://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_fwords/" rel="nofollow ugc">Словарь иностранных слов русского языка АМФИТЕАТР (от греческого amphitheatron: amphi - с обеих сторон, theatron - зрелище), 1) предназначенное для публичных зрелищ античное монументальное, овальное в плане сооружение с ареной посредине, вокруг которой располагались поднимавшиеся уступами места для зрителей (самый большой амфитеатр в мире - Колизей). 2) Места в театральном зрительном зале, цирке (как правило, за партером) или аудитории, поднимающиеся уступами.Современная энциклопедия. 2000. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/54562" rel="nofollow ugc">АМФИТЕАТР — (от греч. amphitheatron) 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались Места для зрителей (Колизей в Риме).2) Места в зрительном зале (в театре и цирке за партером) или в аудитории, расположенные… …https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/" rel="nofollow ugc">Большой Энциклопедический словарь https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/2786" rel="nofollow ugc">Амфитеатр — (amphiteatrum от греч. amjiqearon) означал у римляновальное, непокрытое крышей здание, состоявшее из двух соединенных междусобою театров, без помещения для сцены и предназначавшее для боя зверей и людей. В самой середине помещалась усыпанная песком https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/3218" rel="nofollow ugc">арена, свободно эллиптическое, приспособленное к форме всего здания, пространство, на котором происходили бои. https://dic.academic.ru/contents.nsf/brokgauz/" rel="nofollow ugc">Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
в первую очередь даёте ссылку на первоисточник.Ссылка там есть, но не на первоисточник, а на какое-то пропагандистское турецкое агентство Анадолу Эдженси. Найти оригинальное высказывание директора DAI Феликса Пирсона на сайте института мне не удалось, однако там имеется подробная 3D реконструкция Пергама, из которой очевидно, что никакого амфитеатра в Пергаме не было, но нынешние развалины театра на тутошней иллюстрации составляют от силы треть первоначальных размеров этого крупнейшего театра античности (см.
крупнейшее новостное агентство страныАгентство, созданное для поддержки движения кемалистов и одновременно с ним, не может не быть "каким-то пропагандистским", как, например ИТАР-ТАСС...
старались для меня? НапрасноОно и видно.
хороший ли это повод углубить свои знания и больше не путатьсяВам дали ссылку на блог Немецкого археологического института (DAI) который собственно и занимался этими раскопками. Теперь и у вас есть повод углубить свои знания. Воспользуйтесь.
точный смысл которых вы не знаете даже на уровне словаря ОжеговДля вас Ожегов -- абсолютный источник знаний?!.. https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/3802/%D0%90%D0%9C%D0%A4%D0%98%D0%A2%D0%95%D0%90%D0%A2%D0%A0" rel="nofollow ugc">АМФИТЕАТР — (греч. amphitheatron, от amphi вокруг, и theatron театр). 1) у римлян, овальное или круглое, не покрытое крышей здание, с постепенно возвышающимися вокруг стен местами для зрителей; оно предназначалось для боя зверей и гладиаторов. 2) часть… …https://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_fwords/" rel="nofollow ugc">Словарь иностранных слов русского языка АМФИТЕАТР (от греческого amphitheatron: amphi - с обеих сторон, theatron - зрелище), 1) предназначенное для публичных зрелищ античное монументальное, овальное в плане сооружение с ареной посредине, вокруг которой располагались поднимавшиеся уступами места для зрителей (самый большой амфитеатр в мире - Колизей). 2) Места в театральном зрительном зале, цирке (как правило, за партером) или аудитории, поднимающиеся уступами.Современная энциклопедия. 2000. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/54562" rel="nofollow ugc">АМФИТЕАТР — (от греч. amphitheatron) 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались Места для зрителей (Колизей в Риме).2) Места в зрительном зале (в театре и цирке за партером) или в аудитории, расположенные… …https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/" rel="nofollow ugc">Большой Энциклопедический словарь https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/2786" rel="nofollow ugc">Амфитеатр — (amphiteatrum от греч. amjiqearon) означал у римляновальное, непокрытое крышей здание, состоявшее из двух соединенных междусобою театров, без помещения для сцены и предназначавшее для боя зверей и людей. В самой середине помещалась усыпанная песком https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/3218" rel="nofollow ugc">арена, свободно эллиптическое, приспособленное к форме всего здания, пространство, на котором происходили бои. https://dic.academic.ru/contents.nsf/brokgauz/" rel="nofollow ugc">Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии