1 октября

Найдены останки византийского воина, элементы челюсти которого, возможно, были золотыми

4.5

Находка, сделанная на территории Греции, продемонстрировала, что византийские хирурги в XIV веке успешно лечили переломы челюсти.

Останки воина, погребенные вместе с пятилетним ребенком / ©arkeonews.net

Останки воина еще в 1991 году нашел профессор антропологии из Университета Адельфи в Нью-Йорке Анагностис Агеларакис совместно с коллегами при раскопках греческого форта в Западной Фракии. Однако описали находку только сейчас. Статья об этом опубликована в журнале Mediterranean Archeology and Archaeometry.

От воина, впрочем, сохранилось немного — лишь череп, который лежал в могиле пятилетнего ребенка. Ученые считают, что воин долго сражался во время нападения на Византию турков-османов в 1380 годах, затем его пленили, а потом казнили путем обезглавливания. На момент смерти ему было около 35-40 лет. Затем кто-то тайно положил его голову в чужое захоронение.

Нижняя челюсть воина со следами заросшего перелома / ©arkeonews.net

Неподалеку от могилы археологи нашли осколок глиняного сосуда, при помощи которого, возможно, эту яму и вырыли. Но главное, чем удивила исследователей найденная голова, — это нижняя челюсть. Она была сломана напополам, и этот перелом залечили еще при жизни человека. Причины патологии могут быть разные: например, падение во время верховой езды или травма на поле боя.

Ясно лишь то, что травму воин получил примерно за 10 лет до смерти — тогда же он попал в руки умелого врача. Исследование ученых показало, что на останках челюсти присутствуют следы тонкой проволоки, которая закручивалась вокруг зубов во время заживления кости. Позже ее удалили. Авторы статьи полагают, что проволока была сделана из золота: на это указывают следы на костях.

Точнее, их отсутствие, ведь серебро оставило бы на челюсти сероватый налет, а медь или бронза — патину или зеленоватые пятна. Если проволока в самом деле была сделана из золота, это говорит о высоком статусе воина. Ученые считают, что хирург, оперировавший челюсть, вероятно, следовал инструкциям самого Гиппократа, написавшего в V веке до нашей эры трактат о подобных травмах.

Научная журналистка Шеннон Стирон в своей статье в журнале LONGREADS рассказывает о поисках следов темной энергии (о проекте DESI), тепловой смерти Вселенной и своем визите на телескоп Mayall в Китт-Пик.

Северная Корея провела успешные испытания новой баллистической ракеты, запустив ее с борта субмарины, находящейся под водой. На представленных кадрах можно детально рассмотреть испытания.

Американские ученые утверждают, что их исследование может помочь в разработке лечения бесплодия у людей.

18 октября