Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Опыт, профессионализм и алгоритмы
Безопасность полетов — это обширное понятие, которое включает в себя очень многое: от проверки воздушного судна перед вылетом до ответственности пилотов за их работу, от инструкций, которые бортпроводники дают пассажирам перед взлетом, до сложных работ авиатехников в ангаре. Что изучают пилоты в летном училище, как часто нужно подтверждать свои летные навыки, как готовят бортпроводников и сколько нужно отдыхать экипажу самолета — в этих и других вопросах безопасности решил разобраться Naked Science вместе с S7 Airlines.
Чему учатся пилоты в летных училищах
Безопасность полетов невозможно обеспечить без высококвалифицированного летного состава. Для пилотов профессиональная подготовка начинается в авиационном вузе или училище. Начинают с теоретических основ — аэродинамики, динамики полета, навигации и метеорологии. Далее разбирают конструкцию самолетов, двигателей и всех систем, организацию совместной работы экипажа, авиационную медицину.
Будущие пилоты изучают руководства по летной эксплуатации и конструкцию учебного самолета, на котором начинают летать. Учебно-тренировочные полеты идут от простого к сложному — сначала взлет, посадка и простой пилотаж днем, затем полеты по заданному маршруту, в том числе ночью. На тренировках учатся распределять внимание, работать с оборудованием, вести радиообмен и грамотно взаимодействовать друг с другом.
В завершении обучения сдается экзамен в Росавиации. Чтобы убедиться в отсутствии медицинских противопоказаний, все летчики перед получением свидетельства пилота (и потом регулярно) проходят ВЛЭК — врачебно-летную экспертную комиссию, которая оценивает физическое и ментальное здоровье.
Подготовка пилотов в авиакомпании
С получением свидетельства пилота обучение не заканчивается. Уже в авиакомпании каждому летчику необходимо освоить конкретный тип самолета, которым он будет управлять. Все пилоты S7 Airlines обучаются в авиационном учебном центре S7 Training — одном из крупнейших в России и Восточной Европе.
Пилот изучает руководство по летной эксплуатации самолета (FCOM – Flight Crew Operating Manual) и стандартные операционные процедуры (SOP – Standard Operating Procedures) — в этих многостраничных документах пошагово расписаны все процедуры управления самолетом и порядок действий при отказах и в любых особых случаях, возникающих в полете.
Важная дисциплина — управление ресурсами экипажа или CRM (Crew Resource Management). Это основы, принципы и правила взаимодействия членов экипажа в кабине. Владение СRM особенно важно на ключевых этапах полета (взлет, посадка) и в случае нештатных ситуаций.
Максим Татаров, ведущий пилот-инструктор S7 Airlines, инструктор CRM: «CRM фокусируется на компетенциях, которые напрямую не касаются управления самолетом, но позволяют пилоту сохранять спокойствие, быстро оценивать обстановку и принимать решение даже в ситуациях, которые он не мог предвидеть. Например, в рамках этой дисциплины изучаются типы поведения, управление стрессом, возможности и ограничения человека. Компетенции, которыми должен обладать каждый пилот, зафиксированы на международном уровне, и более половины из них как раз касаются CRM».
От теории переходят к практике. Сначала полеты отрабатываются на авиационных тренажерах — full flight simulator (FFS). Снаружи — это капсула на подвижных платформах, благодаря которым можно воссоздать поведение самолета и работу всех его систем на земле и в воздухе, изнутри — точная копия кабины.
Благодаря специальной математической модели такие тренажеры обладают высоким уровнем имитации полета с реалистичной визуализацией видов из кабины. Инструктор может задать любые условия полета — от аэропорта, времени суток, погоды до имитации отказа приборов и систем. На тренировках отрабатываются в том числе и те ситуации, которые крайне маловероятны в реальной жизни. Сценарий всегда можно поставить на паузу и обсудить важные моменты или повторить упражнение.
Каждый FFS-тренажер имитирует определенный тип воздушного судна. В S7 Training есть тренажеры всех типов самолетов из парка авиакомпании: Airbus A320, Boeing B737, Embraer 170. Задача пилотов на тренажерной сессии — научиться распознавать любые нештатные ситуации, управлять ими и грамотно организовывать работу экипажа. И, конечно, отработать до автоматизма действия при любых обстоятельствах — будь то посадка при сильном боковом ветре или срабатывание сигнализации об отказе одной из систем. За свою летную карьеру пилот может никогда не столкнуться с отказами, которые регулярно отрабатывает на тренажере, но всегда должен быть готов с ними справиться. После тренажерной подготовки выполняются полеты в качестве стажера и только после сдачи экзаменов начинаются рейсы в роли второго пилота.
Уже действующие летчики проходят тренажерные сессии каждые полгода, а проверочные полеты с инструктором — раз в год. Также в любой момент пилот вправе попросить (либо ему могут назначить) дополнительный методический полет с инструктором или подготовку по теории.
Как проходит обучение бортпроводников
Забота о безопасности и комфорте пассажиров в салоне лежит на бортпроводниках. Чтобы летать в кабинном экипаже не требуется специальное образование — авиакомпании самостоятельно проводят обучение, которое занимает около полугода. Как и у летчиков, программа отличается в зависимости от типа самолета, а сам курс состоит из двух направлений: аварийно-спасательная подготовка и клиентский сервис.
В S7 Training есть специальные салонные тренажеры, на которых бортпроводники отрабатывают использование аварийно-спасательного оборудования и действия в любых нештатных ситуациях. Эвакуация пассажиров на земле и воде, пожар на борту, разгерметизация — все это вряд ли произойдет в жизни, но экипаж оттачивает алгоритм действий до автоматизма. Бортпроводники учатся оказывать первую помощь и даже принимать роды. После успешной сдачи экзаменов ждет стажировка, а потом — первые самостоятельные рейсы.
Блок клиентского сервиса посвящен обслуживанию на борту и принципам общения с пассажирами в разных ситуациях. Ксения Ларионова, старший бортпроводник-инструктор: «Грамотная речь, безупречный внешний вид, внутренняя культура — всё это часть работы бортпроводника. На занятиях мы отрабатываем самые разные ситуации: как сохранять спокойствие и уверенность, сгладить возможный конфликт, какую мимику и жесты допустимо использовать, чтобы полет для пассажиров был комфортным, а сервисное обслуживание осуществлялось на высоком уровне».
Бортпроводники регулярно обследуются у врачей и ежегодно проходят курсы повышения квалификации. В процессе работы в авиакомпании они могут пройти дополнительное обучение и получить допуск к выполнению рейсов на других типах воздушных судов.
Умное планирование рабочих смен
Работа в небе, очевидно, связана с частой сменой часовых поясов, климата и увеличенными физическими нагрузками. Для людей, занятых в авиационных профессиях, особенно важен качественный и полноценный отдых, чтобы успеть восстановиться до следующего полета.
Режим рабочего времени и отдыха пилотов и бортпроводников закреплен на государственном уровне. Максимально допустимая продолжительность работы не может превышать 12 часов. На фактическую длительность смены влияют разные факторы. Например: время суток и число запланированных посадок.
Для планирования работы и отдыха экипажей S7 Airlines уже более десяти лет использует мастер-систему, в которой ведется учет самолетов и членов экипажей с их расписанием работы. Помимо минимальных требований по закону, в ней настроены дополнительные параметры (в частности, более продолжительный отдых), которые позволяют избежать накопленной усталости у пилотов и бортпроводников.
Подводя итоги
Обучение, как и работа пилотов и бортпроводников, складывается из продуманных до мелочей процессов. На земле и в небе все построено на четких алгоритмах действий. Неукоснительно следуя им, профессионалы авиаотрасли обеспечивают высокий уровень безопасности полетов.
За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».
Команда исследователей из Италии и США предложила два способа, с помощью которых гипотетический зонд сможет быстро добраться до одного из самых отдаленных и малоизученных объектов Солнечной системы. Речь о Седне — транснептуновом теле, которое находится за орбитой Плутона. По мнению инженеров, эти передовые технологии смогут доставить аппарат к Седне за семь и 10 лет.
Чтобы понять, как часто за пределами Солнечной системы встречаются миры, похожие на Землю, ученые из Калифорнийского университета (США) провели статистический анализ 517 экзопланет. Результаты показали, что всего три мира, включая наш, соответствуют критериям потенциальной обитаемости. Наиболее перспективными из них оказались Kepler-22b и Kepler-538b.
За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Команда исследователей из Италии и США предложила два способа, с помощью которых гипотетический зонд сможет быстро добраться до одного из самых отдаленных и малоизученных объектов Солнечной системы. Речь о Седне — транснептуновом теле, которое находится за орбитой Плутона. По мнению инженеров, эти передовые технологии смогут доставить аппарат к Седне за семь и 10 лет.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии