• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
06.07.2023
Дарья Г.
26 444

Опыт, профессионализм и алгоритмы

3.4

Безопасность полетов — это обширное понятие, которое включает в себя очень многое: от проверки воздушного судна перед вылетом до ответственности пилотов за их работу, от инструкций, которые бортпроводники дают пассажирам перед взлетом, до сложных работ авиатехников в ангаре. Что изучают пилоты в летном училище, как часто нужно подтверждать свои летные навыки, как готовят бортпроводников и сколько нужно отдыхать экипажу самолета — в этих и других вопросах безопасности решил разобраться Naked Science вместе с S7 Airlines.

Бортпроводник S7 Airlines Мария Гоголева перед рейсом. На перроне можно находиться только в светоотражающем жилете / ©S7 Airlines
Бортпроводник S7 Airlines Мария Гоголева перед рейсом. На перроне можно находиться только в светоотражающем жилете / ©S7 Airlines / Автор: Sycophanta Duccius

Чему учатся пилоты в летных училищах

Безопасность полетов невозможно обеспечить без высококвалифицированного летного состава. Для пилотов профессиональная подготовка начинается в авиационном вузе или училище. Начинают с теоретических основ — аэродинамики, динамики полета, навигации и метеорологии. Далее разбирают конструкцию самолетов, двигателей и всех систем, организацию совместной работы экипажа, авиационную медицину.

Будущие пилоты изучают руководства по летной эксплуатации и конструкцию учебного самолета, на котором начинают летать. Учебно-тренировочные полеты идут от простого к сложному — сначала взлет, посадка и простой пилотаж днем, затем полеты по заданному маршруту, в том числе ночью. На тренировках учатся распределять внимание, работать с оборудованием, вести радиообмен и грамотно взаимодействовать друг с другом.

Карен Новицкий, второй пилот S7 Airlines, во время рейса Чита – Москва / ©Карен Новицкий

В завершении обучения сдается экзамен в Росавиации. Чтобы убедиться в отсутствии медицинских противопоказаний, все летчики перед получением свидетельства пилота (и потом регулярно) проходят ВЛЭК — врачебно-летную экспертную комиссию, которая оценивает физическое и ментальное здоровье.

Подготовка пилотов в авиакомпании

С получением свидетельства пилота обучение не заканчивается. Уже в авиакомпании каждому летчику необходимо освоить конкретный тип самолета, которым он будет управлять. Все пилоты S7 Airlines обучаются в авиационном учебном центре S7 Training — одном из крупнейших в России и Восточной Европе. 

Пилот изучает руководство по летной эксплуатации самолета (FCOM – Flight Crew Operating Manual) и стандартные операционные процедуры (SOP – Standard Operating Procedures) — в этих многостраничных документах пошагово расписаны все процедуры управления самолетом и порядок действий при отказах и в любых особых случаях, возникающих в полете. 

Full Flight Simulator (FFS) лайнера Airbus A320 / ©S7 Airlines

Важная дисциплина — управление ресурсами экипажа или CRM (Crew Resource Management). Это основы, принципы и правила взаимодействия членов экипажа в кабине. Владение СRM особенно важно на ключевых этапах полета (взлет, посадка) и в случае нештатных ситуаций. 

Максим Татаров, ведущий пилот-инструктор S7 Airlines, инструктор CRM: «CRM фокусируется на компетенциях, которые напрямую не касаются управления самолетом, но позволяют пилоту сохранять спокойствие, быстро оценивать обстановку и принимать решение даже в ситуациях, которые он не мог предвидеть. Например, в рамках этой дисциплины изучаются типы поведения, управление стрессом, возможности и ограничения человека. Компетенции, которыми должен обладать каждый пилот, зафиксированы на международном уровне, и более половины из них как раз касаются CRM». 

От теории переходят к практике. Сначала полеты отрабатываются на авиационных тренажерах – full flight simulator (FFS).  Снаружи — это капсула на подвижных платформах, благодаря которым можно воссоздать поведение самолета и работу всех его систем на земле и в воздухе, изнутри — точная копия кабины. 

Благодаря специальной математической модели такие тренажеры обладают высоким уровнем имитации полета с реалистичной визуализацией видов из кабины.   Инструктор может задать любые условия полета — от аэропорта, времени суток, погоды до имитации отказа приборов и систем. На тренировках отрабатываются в том числе и те ситуации, которые крайне маловероятны в реальной жизни. Сценарий всегда можно поставить на паузу и обсудить важные моменты или повторить упражнение. 

Каждый FFS-тренажер имитирует определенный тип воздушного судна. В S7 Training есть тренажеры всех типов самолетов из парка авиакомпании: Airbus A320, Boeing B737, Embraer 170. Задача пилотов на тренажерной сессии — научиться распознавать любые нештатные ситуации, управлять ими и грамотно организовывать работу экипажа. И, конечно, отработать до автоматизма действия при любых обстоятельствах — будь то посадка при сильном боковом ветре или срабатывание сигнализации об отказе одной из систем. За свою летную карьеру пилот может никогда не столкнуться с отказами, которые регулярно отрабатывает на тренажере, но всегда должен быть готов с ними справиться. После тренажерной подготовки выполняются полеты в качестве стажера и только после сдачи экзаменов начинаются рейсы в роли второго пилота.

Уже действующие летчики проходят тренажерные сессии каждые полгода, а проверочные полеты с инструктором — раз в год. Также в любой момент пилот вправе попросить (либо ему могут назначить) дополнительный методический полет с инструктором или подготовку по теории.

Как проходит обучение бортпроводников

Забота о безопасности и комфорте пассажиров в салоне лежит на бортпроводниках. Чтобы летать в кабинном экипаже не требуется специальное образование — авиакомпании самостоятельно проводят обучение, которое занимает около полугода. Как и у летчиков, программа отличается в зависимости от типа самолета, а сам курс состоит из двух направлений: аварийно-спасательная подготовка и клиентский сервис. 

В S7 Training есть специальные салонные тренажеры, на которых бортпроводники отрабатывают использование аварийно-спасательного оборудования и действия в любых нештатных ситуациях. Эвакуация пассажиров на земле и воде, пожар на борту, разгерметизация — все это вряд ли произойдет в жизни, но экипаж оттачивает алгоритм действий до автоматизма. Бортпроводники учатся оказывать первую помощь и даже принимать роды. После успешной сдачи экзаменов ждет стажировка, а потом — первые самостоятельные рейсы. 

Бортпроводник S7 Airlines готовится делать объявление по громкой связи / ©S7 Airlines

Блок клиентского сервиса посвящен обслуживанию на борту и принципам общения с пассажирами в разных ситуациях. Ксения Ларионова, старший бортпроводник-инструктор: «Грамотная речь, безупречный внешний вид, внутренняя культура — всё это часть работы бортпроводника. На занятиях мы отрабатываем самые разные ситуации: как сохранять спокойствие и уверенность, сгладить возможный конфликт, какую мимику и жесты допустимо использовать, чтобы полет для пассажиров был комфортным, а сервисное обслуживание осуществлялось на высоком уровне».

Бортпроводники регулярно обследуются у врачей и ежегодно проходят курсы повышения квалификации.  В процессе работы в авиакомпании они могут пройти дополнительное обучение и получить допуск к выполнению рейсов на других типах воздушных судов.

Умное планирование рабочих смен

Работа в небе, очевидно, связана с частой сменой часовых поясов, климата и увеличенными физическими нагрузками. Для людей, занятых в авиационных профессиях, особенно важен качественный и полноценный отдых, чтобы успеть восстановиться до следующего полета. 

Режим рабочего времени и отдыха пилотов и бортпроводников закреплен на государственном уровне. Максимально допустимая продолжительность работы не может превышать 12 часов. На фактическую длительность смены влияют разные факторы. Например: время суток и число запланированных посадок.

Для планирования работы и отдыха экипажей S7 Airlines уже более десяти лет использует мастер-систему, в которой ведется учет самолетов и членов экипажей с их расписанием работы. Помимо минимальных требований по закону, в ней настроены дополнительные параметры (в частности, более продолжительный отдых), которые позволяют избежать накопленной усталости у пилотов и бортпроводников.

Подводя итоги

Обучение, как и работа пилотов и бортпроводников, складывается из продуманных до мелочей процессов. На земле и в небе все построено на четких алгоритмах действий. Неукоснительно следуя им, профессионалы авиаотрасли обеспечивают высокий уровень безопасности полетов.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
3 часа назад
Игорь Байдов

В архивах английского поместья столетиями пылилась ничем не примечательная книга учета XVI века. Никто не подозревал, что внутри ее переплета скрываются фрагменты пергамента с историями, которые переписывали монахи семь веков назад. Тайна раскрылась, когда архивариус заметил странные символы на обложке. Так началось расследование, объединившее разных ученых. Исследователи три года пытались прочитать текст, не прикасаясь к нему. Теперь они представили результат своего труда — мир получил два ранее неизвестных эпизода о волшебнике Мерлине, короле Артуре и рыцаре Гавейне.

4 часа назад
Мария Азарова

Могут ли истории о далеких галактиках и технологиях будущего объединить человечество? Согласно новому исследованию ученых из Китая, научная фантастика, вызывающая чувство благоговения, усиливает ощущение глобальной взаимосвязи между людьми.

Вчера, 11:42
Андрей

Американские зоологи задались вопросом: как можно улучшить условия содержания птиц в неволе? Они добавили в лабораторные клетки подстилку из искусственной травы, чтобы птица могла питаться в знакомой среде, а не из стандартной миски. Опыты проводили на воробьях — исследователи несколько недель замеряли их реакцию на стресс. Результаты показали, что искусственная трава может улучшить состояние птиц в неволе, но переселять их потом не стоит.

27 марта
Сколтех

Ученые из Сколтеха исследовали разнообразие молекул, которые могут образовываться из атомов кислорода и углерода. Помимо широко известных углекислого и угарного газов, моделирование обнаружило две сотни экзотических, но относительно стабильных соединений этих двух элементов, многие из которых не были описаны ранее. Этот класс веществ представляет интерес для исследований космоса, аккумуляторных технологий, биохимии и — неожиданным образом — для разработки промышленной взрывчатки и ракетного топлива. Как оказалось, некоторые из открытых веществ при распаде будут высвобождать более 75 процентов взрывной энергии тротила.

25 марта
ТюмГУ

Специалисты Школы естественных наук ТюмГУ исследовали особенности накопления меди и цинка в овсе при искусственном загрязнении почв. Ученые установили, что корневая система растения служит индикатором загрязнения, тогда как надземная часть действует как барьер для меди и одновременно как индикатор накопления цинка в органогенных почвах.

24 марта
РТУ МИРЭА

В РТУ МИРЭА разработали систему контроля и управления доступом (СКУД) на основе нейронных сетей для распознавания лиц. Эта технология предназначена для повышения безопасности на объектах с повышенными рисками, таких как критическая информационная инфраструктура в сферах энергетики, транспорта, здравоохранения, связи, финансов и промышленности, от которых зависит функционирование целых отраслей и страны.

15 марта
Юлия Трепалина

Когда пара расстается, многие люди продолжают испытывать чувства к своим бывшим. Если разрыв произошел по инициативе другой стороны и отношения длились много лет, полностью «забыть» еще недавно близкого человека может быть непросто. Существует мнение, что и после расставания привязанность к экс-партнерам в какой-то мере сохраняется. Впрочем, согласно другой точке зрения, со временем эта эмоциональная связь ослабевает и утрачивается. Разобраться, как происходит на самом деле и сколько времени может потребоваться на полный эмоциональный разрыв с бывшими возлюбленными, взялись психологи из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне (США).

6 марта
Юлия Трепалина

В двойственных, или обратимых, изображениях зритель может увидеть разные объекты в зависимости от того, на каких деталях концентрируется его внимание. Среди известных примеров таких рисунков — иллюзия «кролик-утка», сочетающая двух животных, и обратимая ваза (или ваза Рубина), которая может казаться двумя силуэтами лиц, если сосредоточиться на фоне. В соцсетях и популярных СМИ часто публикуют подобные картинки, утверждая, что по тому, какое изображение человек видит в первую очередь, можно судить о его личностных чертах и особенностях мышления. Двое психологов из Великобритании недавно проверили, так ли это на самом деле.

18 марта
Илья

Масштабный анализ геномов показал, что вид Homo sapiens возник в результате смешения двух древних популяций. Они разделились полтора миллиона лет назад, а затем воссоединились до расселения по миру.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно