Хотите получать важные новости науки?
Подписаться
  • Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
06.07.2023
Юрий Сорокин
46 341

Безопасность в воздухе начинается на земле

3.6

За удобством, скоростью и, главное, безопасностью перелетов кроется огромная работа. Она включает постоянные бескомпромиссные осмотры самолетов, регулярное техническое обслуживание, соблюдение всех стандартов и внедрение новых технологических решений. Naked Science вместе с S7 Airlines разобрались, как о самолетах заботятся на земле.

Самолет S7 Airlines на техобслуживании в ангаре S7 Technics в Новосибирске / ©S7 Airlines
Самолет S7 Airlines на техобслуживании в ангаре S7 Technics в Новосибирске / ©S7 Airlines / Автор: Татьяна Соловьёва

Как самолет готовят к полету 

На обслуживание самолета между рейсами отводится в среднем от 45 минут до одного часа. В процессе подготовки к вылету задействовано около 40 человек. Пилоты и техники оценивают его “физическое” состояние, наземные службы — заправляют топливом, питьевой водой, загружают бортовое питание и багаж, бортпроводники — проверяют аварийно-спасательное оборудование. 

В профессиональной терминологии — это Transit check, то есть межполетный осмотр. Во время этой проверки техники осматривают самолет на предмет отсутствия повреждений — крыло, фюзеляж, двигатели, стойки шасси, шины и так далее.  Также обращают внимание на отсутствие течи масла или топлива, целостность фар и остекления. Все виды проверок закреплены в специальном чек-листе, которому строго следуют все службы от рейса к рейсу. 

В ангаре S7 Technics в Новосибирске / ©S7 Airlines

Малейшая неисправность — повод пригласить профильного технического специалиста. Простой дефект часто устраняется прямо на стоянке аэропорта, и тогда вылет происходит вовремя или с небольшой задержкой. Если требуется более сложный ремонт, авиакомпания заменит самолет на полностью готовый к полету резервный борт. В редких случаях технические службы аэропорта не могут справиться с возникшей проблемой, тогда авиакомпания отправляет в командировку собственного инженера.

Можно ли выпустить в рейс самолет с неисправностями? Ответ — нет.  Исключения составляют дефекты, которые не влияют на безопасность работы систем самолета. Например, если в кресле что-то случилось с ремнем безопасности, это означает, что в этом кресле не должно быть пассажира, но это не является причиной для замены борта. Человек занимает альтернативное, безопасное место в салоне самолета и…вылет разрешен. 

Как происходит техобслуживание самолетов 

Конечно, техническое обслуживание самолета не ограничивается предполетной подготовкой. Более серьезные работы выполняются в специальных технических центрах. Так, ремонт и техобслуживание самолетов S7 Airlines проводят специалисты S7 Technics, крупнейшего провайдера  технического обслуживания воздушных судов в России и СНГ. В S7 Technics работает более 2000 высококвалифицированных сотрудников, а общий объем производственных мощностей составляет более 50 тысяч квадратных метров — это собственные базы холдинга в Москве, Новосибирске и Минеральных Водах.

Самолет S7 Airlines на стоянке в аэропорту Сочи. Идет подготовка к выгрузке багажа, пассажиры покидают самолет по телетрапу / ©S7 Airlines

Раз в 48-72 часа проводится Daily check, раз в неделю — Weekly check.  Некоторые проверки обозначаются буквами или цифрами в зависимости от того, чем измеряется интервал между осмотрами — летными часами, календарными сроками, количеством посадок и так далее.  Например, A-Check или 750 FH (FH — Flight Hours, летные часы) и B-Check — это формы линейного обслуживания. Их иногда называют «легкими» — они могут производиться даже вне ангара. C-Check (проводится раз в полтора-два года), D-Check (он же 12Y-Check, «Y» — Years, т.е. раз в 12 лет) — более редкие формы, периодическое обслуживание. Их называют «тяжелыми» за объем выполняемых проверок — самолет подвергается самому тщательному обследованию: на лайнере открывают все створки и люки, снимают большое количество панелей доступа, используют приборы для неразрушающих методов контроля. Для наглядности: если А-чек включает 100 проверок всевозможных систем, то С-чек — это уже 1 000 манипуляций.

Строгие требования к поддержанию летной годности и техническому обслуживанию самолетов с изменением страны регистрации самолетов остались на привычно высоком уровне. Они основаны на международных стандартах и практическом опыте специалистов S7 Technics, которые уже много лет работают с лайнерами зарубежного производства. Поэтому процессы обслуживания не останавливаются — в компании есть наработанные компетенции и необходимая сертификация.

Сертификация авиационной техники 

Для обеспечения безопасности полетов вся деятельность, связанная с авиаперевозками, строго регламентируется, контролируется и подтверждается документами — федеральными авиационными правилами (ФАП), лицензиями и сертификатами. На уровне государства за безопасность полетов отвечает Федеральное агентство воздушного транспорта — Росавиация. Только в ее силах выдать авиакомпании «сертификат типа» и «сертификат летной годности», который получается и регулярно продлевается для каждого самолета в парке. 

Инженер S7 Technics производит работы по снятию модуля турбины низкого давления двигателя / ©S7 Airlines

Технические и наземные службы получают собственные сертификаты в соответствии с законодательством страны, в которой зарегистрированы обслуживаемые самолеты. Например, у специалистов S7 Technics есть официальное разрешение на обслуживание 9 типов воздушных судов – Airbus A320ceo, Airbus A320neo, Boeing 737 CL, Boeing 737 NG, Boeing 737 MAX, Boeing 757, Boeing 767, SSJ-100, Embraer 170. 

Топливо и карты: поиск новых решений

В последнее время российские авиакомпании из-за санкций занялись активной разработкой отечественного программного обеспечения — например, для оптимизации затрат топлива и аэронавигации. Так, в расчетах топлива S7 Airlines оперативно и успешно перешла на «Аэролоцию», в аэронавигации — на skyBAG Pro. 

Оптимизация расчета затрат топлива — нетривиальная задача, которая зависит от множества факторов. Учитывается сезон, направление и дальность полета. Даже если сегодня маршрут полета тот же, вчерашние расчеты топлива нельзя просто скопировать. Меняется погода, число пассажиров, груз и т.д. И ни в коем случае не должна быть превышена критическая масса самолета, которая тоже зависит от типа ВС, погоды и предстоящего пути. Конечно, учитывается и запас топлива на случай изменения маршрута и необходимости уйти на ближайший запасной аэродром. Окончательное решение о траектории всегда принимает командир экипажа, опираясь на погодные условия.

В ангаре S7 Technics в Новосибирске / ©S7 Airlines

Расчет топлива проводится дважды: предварительный перед регистрацией пассажиров и итоговый после взвешивания багажа. Интересно, что летом средний вес одного пассажира считается как 75 кг, зимой больше — 80 кг. Удастся залить на пару тонн меньше — и вы чуть быстрее долетите до точки назначения. Превышена масса — придется отправить какой-то груз следующим рейсом.

Подводя итоги

Сегодня для обеспечения безопасности в авиации одинаково важен высокий профессионализм всех специалистов (об этом мы рассказывали в предыдущем материале «Опыт, профессионализм и алгоритмы») и безотказная работа техники, которая обеспечивается тщательными регулярными проверками и незамедлительным исправлением любых недостатков.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 18:58
Игорь Байдов

За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».

Позавчера, 09:47
Авдей Палиш

Снимки с фотоловушек давно стали культурным явлением. Особенно забавными выглядят медведи. Мы с удовольствием смотрим на зверей, попавших в объектив камер в национальных парках: тигр украл фотоловушку, муравьед проехал верхом на муравьеде и так далее. Но не все животные настолько обаятельные. Ученые из США решили развить эмпатию к гремучим змеям, которых многие боятся. Для этого специалисты запустили трансляцию из «мегалогова», где рептилии отдыхают и рожают потомство.

Позавчера, 07:20
Елена Авдеева

Исследователи из Нью-Йоркского университета (США) провели эксперимент, чтобы увидеть, как человек преобразовывает отдельные слова в смысловые цепочки. До сих пор наука изучала лишь «производство» отдельных слов, но не принципы этого действия.

Вчера, 18:58
Игорь Байдов

За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».

25 июня
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

25 июня
Evgenia Vavilova

Квантовые спиновые жидкости (КСЖ) обещают ученым развитие в областях квантовых вычислений и передачи энергии без потерь. В них магнитные моменты частиц теоретически не должны упорядочиваться даже при охлаждении до абсолютного нуля температур.

17 июня
Адель Романова

Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.

25 июня
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

5 июня
Александр Березин

Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно