• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
06.07.2023
Юрий Сорокин
38 905

Безопасность в воздухе начинается на земле

3.6

За удобством, скоростью и, главное, безопасностью перелетов кроется огромная работа. Она включает постоянные бескомпромиссные осмотры самолетов, регулярное техническое обслуживание, соблюдение всех стандартов и внедрение новых технологических решений. Naked Science вместе с S7 Airlines разобрались, как о самолетах заботятся на земле.

Самолет S7 Airlines на техобслуживании в ангаре S7 Technics в Новосибирске / ©S7 Airlines
Самолет S7 Airlines на техобслуживании в ангаре S7 Technics в Новосибирске / ©S7 Airlines / Автор: Татьяна Соловьёва

Как самолет готовят к полету 

На обслуживание самолета между рейсами отводится в среднем от 45 минут до одного часа. В процессе подготовки к вылету задействовано около 40 человек. Пилоты и техники оценивают его “физическое” состояние, наземные службы — заправляют топливом, питьевой водой, загружают бортовое питание и багаж, бортпроводники — проверяют аварийно-спасательное оборудование. 

В профессиональной терминологии — это Transit check, то есть межполетный осмотр. Во время этой проверки техники осматривают самолет на предмет отсутствия повреждений — крыло, фюзеляж, двигатели, стойки шасси, шины и так далее.  Также обращают внимание на отсутствие течи масла или топлива, целостность фар и остекления. Все виды проверок закреплены в специальном чек-листе, которому строго следуют все службы от рейса к рейсу. 

В ангаре S7 Technics в Новосибирске / ©S7 Airlines

Малейшая неисправность — повод пригласить профильного технического специалиста. Простой дефект часто устраняется прямо на стоянке аэропорта, и тогда вылет происходит вовремя или с небольшой задержкой. Если требуется более сложный ремонт, авиакомпания заменит самолет на полностью готовый к полету резервный борт. В редких случаях технические службы аэропорта не могут справиться с возникшей проблемой, тогда авиакомпания отправляет в командировку собственного инженера.

Можно ли выпустить в рейс самолет с неисправностями? Ответ — нет.  Исключения составляют дефекты, которые не влияют на безопасность работы систем самолета. Например, если в кресле что-то случилось с ремнем безопасности, это означает, что в этом кресле не должно быть пассажира, но это не является причиной для замены борта. Человек занимает альтернативное, безопасное место в салоне самолета и…вылет разрешен. 

Как происходит техобслуживание самолетов 

Конечно, техническое обслуживание самолета не ограничивается предполетной подготовкой. Более серьезные работы выполняются в специальных технических центрах. Так, ремонт и техобслуживание самолетов S7 Airlines проводят специалисты S7 Technics, крупнейшего провайдера  технического обслуживания воздушных судов в России и СНГ. В S7 Technics работает более 2000 высококвалифицированных сотрудников, а общий объем производственных мощностей составляет более 50 тысяч квадратных метров — это собственные базы холдинга в Москве, Новосибирске и Минеральных Водах.

Самолет S7 Airlines на стоянке в аэропорту Сочи. Идет подготовка к выгрузке багажа, пассажиры покидают самолет по телетрапу / ©S7 Airlines

Раз в 48-72 часа проводится Daily check, раз в неделю – Weekly check.  Некоторые проверки обозначаются буквами или цифрами в зависимости от того, чем измеряется интервал между осмотрами — летными часами, календарными сроками, количеством посадок и так далее.  Например, A-Check или 750 FH (FH — Flight Hours, летные часы) и B-Check — это формы линейного обслуживания. Их иногда называют «легкими» — они могут производиться даже вне ангара. C-Check (проводится раз в полтора-два года), D-Check (он же 12Y-Check, «Y» — Years, т.е. раз в 12 лет) — более редкие формы, периодическое обслуживание. Их называют «тяжелыми» за объем выполняемых проверок — самолет подвергается самому тщательному обследованию: на лайнере открывают все створки и люки, снимают большое количество панелей доступа, используют приборы для неразрушающих методов контроля. Для наглядности: если А-чек включает 100 проверок всевозможных систем, то С-чек — это уже 1 000 манипуляций.

Строгие требования к поддержанию летной годности и техническому обслуживанию самолетов с изменением страны регистрации самолетов остались на привычно высоком уровне. Они основаны на международных стандартах и практическом опыте специалистов S7 Technics, которые уже много лет работают с лайнерами зарубежного производства. Поэтому процессы обслуживания не останавливаются — в компании есть наработанные компетенции и необходимая сертификация.

Сертификация авиационной техники 

Для обеспечения безопасности полетов вся деятельность, связанная с авиаперевозками, строго регламентируется, контролируется и подтверждается документами — федеральными авиационными правилами (ФАП), лицензиями и сертификатами. На уровне государства за безопасность полетов отвечает Федеральное агентство воздушного транспорта — Росавиация. Только в ее силах выдать авиакомпании «сертификат типа» и «сертификат летной годности», который получается и регулярно продлевается для каждого самолета в парке. 

Инженер S7 Technics производит работы по снятию модуля турбины низкого давления двигателя / ©S7 Airlines

Технические и наземные службы получают собственные сертификаты в соответствии с законодательством страны, в которой зарегистрированы обслуживаемые самолеты. Например, у специалистов S7 Technics есть официальное разрешение на обслуживание 9 типов воздушных судов – Airbus A320ceo, Airbus A320neo, Boeing 737 CL, Boeing 737 NG, Boeing 737 MAX, Boeing 757, Boeing 767, SSJ-100, Embraer 170. 

Топливо и карты: поиск новых решений

В последнее время российские авиакомпании из-за санкций занялись активной разработкой отечественного программного обеспечения — например, для оптимизации затрат топлива и аэронавигации. Так, в расчетах топлива S7 Airlines оперативно и успешно перешла на «Аэролоцию», в аэронавигации — на skyBAG Pro. 

Оптимизация расчета затрат топлива — нетривиальная задача, которая зависит от множества факторов. Учитывается сезон, направление и дальность полета. Даже если сегодня маршрут полета тот же, вчерашние расчеты топлива нельзя просто скопировать. Меняется погода, число пассажиров, груз и т.д. И ни в коем случае не должна быть превышена критическая масса самолета, которая тоже зависит от типа ВС, погоды и предстоящего пути. Конечно, учитывается и запас топлива на случай изменения маршрута и необходимости уйти на ближайший запасной аэродром. Окончательное решение о траектории всегда принимает командир экипажа, опираясь на погодные условия.

В ангаре S7 Technics в Новосибирске / ©S7 Airlines

Расчет топлива проводится дважды: предварительный перед регистрацией пассажиров и итоговый после взвешивания багажа. Интересно, что летом средний вес одного пассажира считается как 75 кг, зимой больше – 80 кг. Удастся залить на пару тонн меньше — и вы чуть быстрее долетите до точки назначения. Превышена масса — придется отправить какой-то груз следующим рейсом.

Подводя итоги

Сегодня для обеспечения безопасности в авиации одинаково важен высокий профессионализм всех специалистов (об этом мы рассказывали в предыдущем материале «Опыт, профессионализм и алгоритмы») и безотказная работа техники, которая обеспечивается тщательными регулярными проверками и незамедлительным исправлением любых недостатков.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
12 часов назад
Игорь Байдов

Существует несколько гипотез о том, как на самом деле древние египтяне строили свои пирамиды. Если о способах возведения монументальных сооружений и инструментах, которые использовали строители, более-менее известно, то о методах доставки блоков и их установки мнения разнятся. Команда французских архитекторов и египтологов изучила ландшафт вокруг самой древней из сохранившихся египетских пирамид — Джосера — и рассказала, как египтяне могли доставлять и поднимать камни для ее строительства.

24 июля
Дарья Г.

На сегодня удалось подтвердить существование тысяч экзопланет, но лишь около 25 из них получилось запечатлеть напрямую. Причем из них лишь шесть объектов старше 100 миллионов лет. И вот, наконец, ученые смогли сделать снимок взрослой экзопланеты.

Позавчера, 20:04
Юлия Трепалина

Современные млекопитающие небольшого размера вроде крыс и других грызунов быстро созревают, спариваются, чтобы оставить потомство, и довольно скоро умирают. Однако так было не всегда. Анализ окаменелых останков вымерших млекопитающих под названием Krusatodon kirtlingtonensis показал, что эти мышеподобные существа жили дольше и взрослели медленнее, чем близкие к ним современные потомки.

23 июля
НИУ ВШЭ

Международная команда исследователей с участием ученых из НИУ ВШЭ изучила, как люди, владеющие двумя языками (билингвы), ассоциируют время с пространством. Оказалось, что и в первом, и во втором языке они связывают прошлое с левой частью пространства, а будущее — с правой. При этом чем выше уровень владения вторым языком, тем сильнее выражена эта связь.

23 июля
Андрей

Человек множеством способов загрязняет природу вокруг себя, преимущественно воду. В Мировой океан попадают как отходы с производств, так и тонны пластикового мусора. Все это способно отравлять жизнь морских животных, особенно редких вроде акул. Одним из малоизученных токсичных источников можно назвать наркотики, в частности кокаин. Случайное употребление этого вещества акулами раньше только предполагали, но теперь бразильские биологи нашли прямые доказательства.

24 июля
Дарья Г.

На сегодня удалось подтвердить существование тысяч экзопланет, но лишь около 25 из них получилось запечатлеть напрямую. Причем из них лишь шесть объектов старше 100 миллионов лет. И вот, наконец, ученые смогли сделать снимок взрослой экзопланеты.

1 июля
Александр Березин

Необычный биологический вид, по оценке авторов новой научной работы, пригоден для заселения четвертой планеты без каких-либо предварительных условий — уже в том виде, в котором он существует сейчас. Поскольку речь идет о фотосинтетическом организме, он способен нарабатывать существенное количество кислорода. Интересно, что кандидат на терраформирование Марса сохранил жизнеспособность после месяца в жидком азоте.

12 июля
Александр Березин

Falcon 9 Block 5 впервые за три сотни запусков дал частично неудачный полет. Ракета выводила 20 спутников компании SpaceX, с 15 связь уже пропала, еще пять могут быть потеряны в ближайшее время.

15 июля
Александр Березин

Авторы нового исследования впервые показали, что круглые провалы в лунной поверхности не просто близки к многокилометровым пещерам на естественном спутнике Земли, но и располагают тоннелями, ведущими в глубину.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно