Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Исследователи «Яндекса» представили способ повысить качество работы рекомендательных систем
Исследователи рекомендательных технологий «Яндекса» нашли способ, как повысить качество работы рекомендательных систем, чтобы они лучше понимали предпочтения пользователей, например, в товарах или контенте, и составляли более точные рекомендации. Для этого исследователи внедрили дополнительную корректировку в процесс обучения таких моделей.
Внутреннее тестирование «Яндекса» показало, что новый подход позволяет повысить точность рекомендаций моделей в среднем на семь процентов по показателям качества ранжирования. «Яндекс» планирует использовать метод при обучении рекомендательных моделей собственных сервисов, в частности «Маркета». Метод будет полезен и другим компаниям, а также независимым разработчикам, работающим с рекомендательными системами в любой сфере — будь то соцсеть, интернет-магазин или стриминговый сервис.
О новом методе исследователи «Яндекса» рассказали в научной статье, которая была принята на ACM RecSys 2025. Это главная ежегодная международная конференция по рекомендательным системам, которая в этом году пройдет в девятнадцатый раз в Чехии. На конференцию также приняты работы крупнейших мировых технологических компаний — Amazon, Google и других.
Неточности при обучении рекомендательных систем
Рекомендательные системы обычно работают с миллионами объектов — текстами, аудио, видео, товарами. Это требует больших вычислительных ресурсов. Но сначала модель нужно обучить также на миллионах примеров, и для этого тоже необходимо много ресурсов. Чтобы сделать этот процесс менее ресурсоемким, во всем мире используют разные методы, которые заменяют сложные расчеты на более простые. Один из таких методов — sampled softmax, или алгоритм выборочного сэмплирования.
Его суть в том, что систему обучают различать предпочтения людей путем сравнения реализованных действий, которые пользователи совершили по отношению к конкретному объекту (положительные примеры), с нереализованными действиями, которых они не совершали относительно того же объекта (отрицательные примеры). В качестве объекта, например, может выступать определенный товар, тогда положительный пример — это добавление в корзину, а отрицательный — просмотр на сайте без добавления.
Обучение системы строится на том, что ей показывают положительный пример и отрицательные, — и благодаря этому модель начинает отличать одно от другого. Но можно показать ей миллионы отрицательных примеров из обучающего каталога, а можно лишь несколько случайно выбранных — в этом и заключается преимущество метода sampled softmax, которое позволяет экономить вычислительные ресурсы. Однако этот метод может привести к некачественному обучению из-за некорректного учета вероятностей — актуальна ли для пользователя рекомендация или нет. В результате модель будет давать неверные рекомендации.
Решение с помощью новой формулы
Для корректной работы метода требуется использовать обновленную формулу пересчета вероятностей того, что пользователь заинтересуется определенным товаром или контентом, — LogQ. Главная математическая трудность была в том, что существующие методы предполагают одинаковые правила отбора для всех примеров, а на практике положительные и отрицательные примеры попадают в данные по-разному. Из-за этого стандартные формулы начинают систематически искажать оценки, и требовалось специально скорректировать пересчет вероятностей, чтобы сделать модель объективнее.
Благодаря формуле модель при обучении начинает понимать, что реальные действия пользователя выбираются не случайным образом и явно задаются ей как положительные примеры, а остальные примеры — отрицательные и выбраны случайно. Это позволяет уменьшить смещения в оценках со стороны модели, то есть искажения, влияющие на точность ее финальных рекомендаций. В результате модель лучше понимает предпочтения пользователей и, как следствие, дает им более подходящие рекомендации.
Компании и разработчики могут использовать новую формулу при обучении любой рекомендательной системы. Для этого им не придется менять архитектуру своих моделей.
Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.
Ученые впервые смогли создать видимый в оптическом диапазоне темпоральный кристалл. Для этого они использовали жидкие кристаллы.
Компания, контролирующая основную часть спутников и подавляющее большинство космических полетов человечества, неожиданно потратила 17 миллиардов долларов на выкуп частот, которые и так могли попасть ей в руки через несколько месяцев. Смысл этого шага не столько в том, чтобы облегчить себе экспансию, а больше в том, чтобы лишить других игроков возможности полноценной конкуренции.
Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.
Ученые впервые смогли создать видимый в оптическом диапазоне темпоральный кристалл. Для этого они использовали жидкие кристаллы.
Для разрыва связи между атомами водорода понадобились золото, титан и ультрафиолетовое излучение. Полученный водород ученые использовали для преобразования углекислого газа в этилен.
Недавнее появление в Солнечной системе межзвездного объекта 3I/ATLAS вызвало новую волну обсуждения вопроса о том, как отличить комету или астероид от внеземного космического корабля либо другого артефакта, не созданного человечеством. Астрономы рассказали, что у искусственного объекта могут быть четыре характерные особенности.
Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.
Влияет ли формат знакомства на качество последующих романтических отношений в паре? Научные данные на этот счет разнятся. Новое исследование по вопросу представила группа психологов из Польши, Австралии и Великобритании. В попытке понять, при каком сценарии удовлетворенность отношениями выше, а любовь крепче — когда двое нашли друг друга в Сети или познакомились в жизни, — ученые опросили свыше 6000 тысяч человек из разных стран.

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии