• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
9 декабря, 10:59
НИУ ВШЭ
15
52,0 тыс

«Аффект зомби»: философ описал новое психоэмоциональное состояние современного человека

❋ 4.7

Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».

Кадр из фильма «Паразиты» / © CJ Entertainment

В Лаборатории критической теории культуры НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург выяснили, как соцсети и цифровые интерфейсы меняют психику современного человека. Профессор Иван Микиртумов описал состояние, при котором человек испытывает стресс из-за ненадежности цифровых репрезентаций. Статья опубликована в журнале Galactica Media.

«Аффект зомби» — это страх того, что «умерщвленная», упакованная в цифру реальность поведет себя непредсказуемо. По аналогии с фильмами ужасов, где мертвецы внезапно оживают и пугают героев, цифровой образ (фото курорта, аватар собеседника, интерфейс приложения) может оказаться обманчивым при столкновении с натурой. Когда действительность ведет себя не так, как мы ожидали на основе ее цифрового образа, возникает специфическая тревога», — объяснил философ.

По мнению исследователя, это говорит о фундаментальном сдвиге в механизме проживания эмоций. Если классическая культура вела человека к катарсису (очищению через глубокое сопереживание), то цифровая среда предлагает механизм «каутериазма» (от греч. kauterion — прижигание). Вместо переживания боли, гнева или радости пользователь моментально конвертирует эмоцию в лайк, репост или комментарий.

«Эмоция превращается в знак, она обезвреживается и становится декоративной. Происходит «прижигание» чувства, но настоящего разрешения внутреннего конфликта не случается. Этим объясняется феномен «сетевого одиночества»: коммуникация становится массовой, но лишенной близости», — объяснил заведующий Лабораторией критической теории культуры НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

Исследование также объясняет современный тренд на сиквелы и ремейки в кино и игровой индустрии. По мнению ученого, из-за высокой «цифровой тревожности» аудитория подсознательно избегает нового содержания — внимание смещается на интерфейс и форму подачи. Узнавание знакомого в новой технической упаковке дает иллюзию контроля и избавляет от тревоги перед новизной.

«Умеренная цифровая тревога играет важную сигнальную роль — она напоминает о ненадежности виртуальных конструкций. Часть нашей жизни целиком зависит от платформ и онлайн-сервисов, всегда есть риск сбоя. Эта тревога помогает нам оставаться людьми», — резюмирует исследователь.

Работа над проектом продолжится до 2027 года. На следующем этапе ученые планируют изучить трансформацию цифровой идентичности человека в различных ситуациях онлайн-взаимодействия — в условиях, когда граница между живым переживанием и его цифровой копией становится все более зыбкой.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
9 декабря, 10:59
НИУ ВШЭ

Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

10 декабря, 11:49
Игорь Байдов

Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

9 декабря, 10:59
НИУ ВШЭ

Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».

8 декабря, 10:59
НИУ ВШЭ

Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.

8 декабря, 13:09
Александр Березин

С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

27 ноября, 20:20
Максим Абдулаев

Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.

[miniorange_social_login]

Комментарии

15 Комментариев
deutsche bahn
1 час назад
-
1
+
Классическая "аналитика" от тимошек из ВШЭ: вторичное мышление, переписанное из западных методичек. Своих мыслей ноль, уровень анализа — "Гарри Поттер и философия камня" (без негатива, по РП, естественно, ничего личного, только наука). Автор игнорирует базу. Еще в прошлом веке Маршалл Маклюэн объяснил, что технологии — это "расширение человека". Смартфон сегодня — это не стена между мной и миром, а кибер-протез, продолжение руки и глаза. Когда я снимаю, я не "выпадаю из момента", я просто использую свои расширенные возможности. А про "умерщвление реальности" — вообще смешно. Мы и так живем в мире симулякров (привет Бодрийяру): современная тусовка или курорт — это уже постановка и копия образов. Когда картинка в соцсети не совпадает с реальностью — у человека нет никакой "экзистенциальной тревоги". Потому что и сама реальность давно искусственная. Мы понимаем правила игры. Вся статья — это банальное нытье про смену технологий. Как раньше боялись ИНН и паспортов, так теперь боятся цифры. Прогресс идет, революции не случилось, просто инструменты стали хитрее. Но автор, наверняка с последним Айфоном в кармане, предпочитает брюзжать. И главное: вы описываете тревогу серой, боязливой массы, но не даете решений. С точки зрения Традиции и Православия, такая беспричинная тревога и уныние — это от лукавого, удел безбожников. Но вы же боитесь об этом говорить. Вам всё не нравится, но создать свою суверенную систему, где не надо копировать западные страхи, вы не способны. Можете только пугать народ "зомби".
Robert Tooler
6 часов назад
-
0
+
The concept of the "Zombie Affect" offers a compelling lens on how modern life influences our emotional and psychological states. It’s a reminder of how balance whether mental or technical is essential. Just like our minds need harmony, computers need the right hardware balance to function optimally. This CPU GPU balance tool helps you identify and fix bottlenecks in your system for smoother performance. https://bottleneckscalculators.com
Евгений Анисимов
12 часов назад
-
0
+
Какая наглая ложь! Ремейки и сиквелы делают не потому что люди их хотят. Их делают алчные медиакорпорации, для которых единственной важной метрикой является предсказуемая прибыль. И с этой точки зрения у них просто нет других методов работы - они не могут произвести что-то новое - потому что это экономически неопределенно, и вынуждены заниматься бесконечными самоповторами тк только это гарантирует предсказуемую прибыль.
One Hundred
12 часов назад
-
1
+
А по поводу статьи: Лютейший кал.
One Hundred
12 часов назад
-
1
+
По поводу застоя и отсутствия новинок: Это не люди боятся пробовать новинки. Это крупные компании боятся обосраться и поэтому выпускают жвачку для дебилов.
Igal Semon
13 часов назад
-
0
+
Может всё-таки эффект? Аффе́кт (лат. affectus «страсть, душевное волнение») в психиатрии — внешнее проявление эмоций и чувств пациентом. Аффект и зомби как то не идут рядом.
Oleg Kalachov
14 часов назад
-
0
+
Окей, но причем тут зомби??? Типа отсутствие натуральных эмоций? Дожили что уже заголовки научных статей кликбейтовыми стали...
Mei Dzh
15 часов назад
-
0
+
Ой-ой-ой, картинки в интернете не соответствуют действительности. У меня тревога, ай-ай-ай. Помогите! Очень острые современные проблемы, которые мы заслужили.
Алексей Пантюхин
15 часов назад
-
2
+
Весь наш мир - симуляция, может меняться непредсказуемо, тревога возникает при опоре на ложь.
Екатерина Ильина
22 часа назад
-
0
+
А я наоборот люблю познавать и пробовать новое, например, слушать музыку с разных стран и континентов, которая раньше мне была незнакома. Поэтому не надо всех под одну гребёнку загонять и давайте перестанем искать - за что бы ещё поосуждать современных людей. Раньше люди голодали, массово умирали молодыми от разных болезней, а сейчас такого нет, и это замечательно! Давайте лучше порадуемся этому.
Alexey Ivanov
1 день назад
-
1
+
омг, какая бредятина, очередной философ или социолог или культуролог из ВШЭ снова рассуждает о понятиях, в которых не разбирается, понятиях из другой науки - психологии...занимайтесь своим профилем! аууу, завкаф философии, то, как человек выражает свои эмоции зависит от ситуативных обстоятельств и личного опыта... другими словами, те же смайлики -это аналоги восклицания "браво" или "фу", которые существовали далеко до цифры! ими так же можно было моментально "прижигать"!!!! завкафедры, вы запутались в понятиях: «Эмоция превращается в знак, она обезвреживается и становится декоративной. Происходит «прижигание» чувства, но настоящего разрешения внутреннего конфликта не случается." единственное с чем я согласен из эклектичного потока мыслей завкафедры- это массовость и безличность цифровой культуры и средств выражения оной от классической...
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно