• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
8 декабря, 10:59
НИУ ВШЭ
45

Исследование психолингвистов изменило представления о чтении у подростков

❋ 4.7

Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.

Кадр из фильма «Чернильное сердце» / © Warner Bros. Pictures

Фонема — это минимальная значимая единица звучащей речи. Ранее считалось, что навыки фонологической обработки — способность оперировать звуками речи — необходимы только на ранних этапах обучения чтению. Однако ученые из Центра языка и мозга в Москве и Санкт-Петербурге поставили под сомнение эту гипотезу и провели эксперимент с участием 161 подростка из 8–11-х классов. Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS One.

Участники выполняли серию заданий, включающих чтение связных текстов, отдельных слов и псевдослов, а также фонологический тест. В фонологическом тесте подростков просили заменить звук в псевдослове: например, «замени в слове “чичина” звук “н” на “нь”». Такие задания позволяют выявить, насколько эффективно подросток может запоминать незнакомые последовательности звуков и производить ментальные операции со звуками, не опираясь на реальные слова.

Результаты исследования показали, что связь фонологических навыков и скорости чтения в подростковом возрасте сохраняется. Чем лучше подросток может оперировать звуками, например выполнять сложные ментальные операции с ними, тем выше его скорость чтения текста. При этом аналогичной зависимости для отдельных слов и псевдослов исследователи не выявили: навыки фонологической обработки не влияли значимо на скорость чтения слов и псевдослов. По мнению авторов, это объясняется тем, что чтение текста — более сложная когнитивная задачей, которая требует синхронной работы сразу нескольких когнитивных процессов, в том числе фонологических, тогда как отдельные слова в старшем школьном возрасте воспринимаются почти автоматически.

Особое внимание в исследовании уделялось эмоционально-мотивационным факторам. Оказалось, что отношение подростка к чтению — нравится ли ему читать, получает ли он от этого удовольствие — вносит еще больший вклад в беглость чтения, чем сами когнитивные навыки. Оценка этого компонента проводилась с помощью специального опросника, и результаты показали: эмоциональный фон — важнейший ресурс в развитии читательской компетентности.

Авторы статьи впервые опубликовали нормативные данные по фонологическому тесту для учеников 8–11-х классов. Эти показатели могут использоваться логопедами и нейропсихологами для выявления риска развития фонологического дефицита у детей более старшего школьного возраста. 

«Мы впервые собрали нормы выполнения фонологического теста «Замена звука в псевдослове» для подростков 8–11-х классов. Этот тест — часть батареи ЗАРЯ, разработанной в московском Центре языка и мозга Светланой Дорофеевой с коллегами. Мы надеемся, что эти нормы помогут как практикам, так и исследователям в работе над речевыми нарушениями в этой малоизученной возрастной группе», — прокомментировал руководитель проекта, директор Центра языка и мозга в Санкт-Петербурге Светлана Алексеева.

Также авторы подчеркивают, что результаты работы особенно важны для понимания природы дислексии в подростковом возрасте. Хотя этот диагноз чаще ставят в начальной школе, трудности с чтением могут сохраняться и во второй половине школьного обучения. 

«Подростки с дислексией не всегда получают своевременную и эффективную поддержку из-за недостаточного внимания к трудностям в более старшем возрасте и из-за отсутствия подходящих по возрасту комплексных инструментов диагностики, — рассказала Татьяна Еремичева, стажер-исследователь Центра языка и мозга и соавтор исследования. — В нашем исследовании мы показали, что механизмы чтения у подростков еще не так автоматизированы, как у взрослых. Важно обращать внимание на развитие навыков фонологической обработки и повышать интерес к чтению при работе с данной возрастной группой».

Исследователи рекомендуют включать в программы помощи упражнения на развитие фонологической обработки, особенно те, что требуют сложных ментальных манипуляций со звуками. Также важно уделять внимание эмоциональной стороне чтения — помогать подросткам находить удовольствие в книгах, поддерживать читательскую мотивацию и интерес к текстам. Именно такая комплексная поддержка может существенно повлиять на успех в преодолении трудностей.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
6 декабря, 17:02
Максим Абдулаев

Зоологи из Университета Нового Южного Уэльса выяснили, что слоны Ботсваны реагируют на жужжание пчел гораздо спокойнее, чем их сородичи в Восточной Африке. Это открытие осложняет внедрение экологичных методов защиты урожая: то, что пугает животных в Кении, здесь может не сработать.

8 декабря, 10:39
Илья Гриднев

Ученые впервые на практике реализовали знаменитый мысленный эксперимент с «подвижной щелью», который обсуждали Бор и Эйнштейн почти 100 лет назад. Опыт с отдельным атомом показал, что попытка отследить путь частицы неизбежно разрушает ее волновые свойства.

5 декабря, 12:58
Илья Гриднев

Исследователи проанализировали огромный массив данных столкновений элементарных частиц и впервые выявили статистически значимые свидетельства распада бозона Хиггса на мюон и антимюон. Это подтвердило, что фундаментальный механизм наделения массой работает не только для тяжелой материи, но и для более легких частиц.

6 декабря, 17:02
Максим Абдулаев

Зоологи из Университета Нового Южного Уэльса выяснили, что слоны Ботсваны реагируют на жужжание пчел гораздо спокойнее, чем их сородичи в Восточной Африке. Это открытие осложняет внедрение экологичных методов защиты урожая: то, что пугает животных в Кении, здесь может не сработать.

1 декабря, 17:18
Unitsky String Technologies Inc.

Сегодня проблема рационального использования ресурсов в логистике становится ключевой, а значит, в транспортных системах приходится переосмысливать саму логику перевозок. Исследование белорусских инженеров из компании UST Inc. показывает, что недостаточно простого перехода на электротягу или возобновляемые источники энергии — важно уменьшить энергозатраты транспорта на единицу выполненной работы, то есть повысить удельную энергоэффективность. Подобный подход реализуется в транспортно-инфраструктурных комплексах uST.

2 декабря, 15:52
Адель Романова

Ученые попытались обобщить все имеющиеся данные о возможном существовании жизни за пределами Земли, от предполагаемых древних окаменелостей в метеоритах до всевозможных сообщений об «инопланетянах». В итоге отсеивание всего слишком сомнительного позволило собрать небольшой список действительно интересных фактов. В этом рейтинге лидируют метеориты Мерчисон и Оргей.

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

27 ноября, 20:20
Максим Абдулаев

Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.

20 ноября, 13:12
Полина Меньшова

Человеческие языки разнообразны, но это разнообразие ограничивается повторяющимися закономерностями. Пытаясь описать правила, которым подчиняются различия в грамматике, лингвисты сформулировали ряд так называемых грамматических универсалий — утверждений, предположительно верных для всех или большинства языков мира. Международная команда ученых провела статистический анализ на материале 2430 языков и обнаружила, что соответствующими действительности можно считать около трети таких утверждений.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно