Starship SN15 в очередной раз не полетел. Что вообще происходит с «марсианской ракетой» Маска? — Naked Science
14 минут
Василий Парфенов
6

Starship SN15 в очередной раз не полетел. Что вообще происходит с «марсианской ракетой» Маска?

4.4

Огневые испытания уже 15-го номерного прототипа многоразовой космической системы Starship изначально были запланированы на прошлые выходные, а полет на высоту в 10 километров — на 20 апреля. Но ни то, ни другое мероприятие так и не состоялось, несмотря на многократно анонсированные перекрытия дорог около деревеньки Бока-Чика (с недавних пор также известной как Starbase) и разрешение регуляторных органов (FAA). Задержка составляет уже около недели, новая дата прожига двигателей назначена на пятницу. А пока разбираемся, что там в Техасе у SpaceX с этим проектом происходит и стоит ли переживать (или злорадствовать, кому что ближе) из-за очередных переносов.

Starship SN15 в очередной раз не полетел. Что вообще происходит с «марсианской ракетой» Маска?
«Вход воспрещен. Хищники на свободе». Вот такой знак, содержащий незамысловатую игру слов (название ракетного двигателя Raptor переводится как «Хищник»), висит на заборе космодрома SpaceX в Бока-Чика, Техас / ©bocachicagal, NASASpaceFlight

Перво-наперво анонс: вероятнее всего, огневые испытания здорово переработанного прототипа Starship SN15 состоятся в пятницу, 23 апреля. Издание Independent пишет, что обитателям соседней с техасским космодромом SpaceX деревни Бока-Чика придется в этот день временно эвакуироваться. Это уже не просто закрытие дорог, которое может быть вызвано простой перевозкой крупногабаритных конструкций, а полноценная мера предосторожности на случай непредвиденного исхода тестов.

Несколько постоянно проживающих в радиусе пары километров от стартового стола людей получили уведомления, что в пятницу они могут услышать полицейские сирены с полудня до 20:00 по местному времени. Когда это произойдет, во избежание возможных травм им необходимо выйти из любых строений и встать подальше от окон и других стеклянных конструкций. А лучше вообще съездить всей семьей (включая домашних животных) отдохнуть куда-нибудь. Риск аварии минимален, но если с прототипом что-то произойдет, его баки могут лопнуть, а ударная волна имеет все шансы повыбивать окна в Бока-Чика.

SN15 — новая глава и/или маленький шажок

Как сообщил сам Илон Маск еще в конце марта, прототип под номером 15 получит сотни улучшений, касающихся структуры летательного аппарата, авионики (бортовой электроники), программного обеспечения и двигателей. Что конкретно входит в этот список, не оглашалось, но некоторая информация известна. Как минимум в SN15 радикально переработаны трубопроводы подачи топлива и на него установят новую версию двигателей Raptor.

Причем изменения в устройстве двигателей заметны даже непрофессионалам: у них сильно по-другому устроены все трубопроводы вокруг камеры сгорания. Это хорошо видно на снимках, сделанных волонтерами — наблюдателями проекта NASASpaceFlight, которые буквально круглосуточно дежурят около «Звездной базы» SpaceX в Бока-Чика. Тема на форуме с актуальными зрелищными снимками пополняется почти каждый день. Именно этим энтузиастам мы обязаны оперативной информацией о состоянии проекта Starship.

Насколько эти «сотни улучшений» повышают шансы SN15 на успешную посадку, сказать пока невозможно. Напомним, со взлетом, переворотами в воздухе и планированием у прототипов Starship все более-менее в порядке. Маск поставил своей космической компании поистине колоссальную задачу: «научить» ракету садиться до того, как она начнет летать на орбиту. Предыдущее детище SpaceX — частично многоразовый носитель Falcon 9 — эксплуатировали четыре года, прежде чем его первую ступень удалось успешно посадить на площадку. А до регулярных удачных приземлений прошло еще два года. Кстати говоря, над большим количеством неудачных попыток посадить ракету иронизировали даже сами сотрудники SpaceX, выпустившие в свое время потрясающий ролик, ставший интернет-классикой.

В случае Starship так не получится: это изначально многоразовая система, причем ее повторное использование должно быть быстрым. Ее бессмысленно начинать эксплуатировать без гарантированной посадки обратно. Вероятно, именно поэтому SN15 уделяют так много внимания: четыре полета подряд показали, что с процедурой перехода из горизонтального управляемого падения к торможению ракетными двигателями в вертикальном положении есть большие проблемы. Прототипы SN8 и SN9 разбились из-за некорректно сработавших при посадке двигателей, SN10 смог сесть, но слишком жестко (в результате через несколько минут все равно взорвался), а SN11 вовсе разорвало в клочья еще в воздухе.

Так что с точки зрения всего проекта 15-й прототип навряд ли можно назвать новой главой, это лишь очередная итерация «зародыша» Starship. Но на этом конкретном этапе программы от реализованных в нем решений зависит слишком многое. Поэтому его испытания важны — как с точки зрения развития системы StarshipSuper Heavy, так и с точки зрения ближайшего будущего многоразовых ракет.

Кипучая деятельность на Starbase

Судя по тому, что видно со стороны, единственные, кто не испытывают никаких сомнений в необходимости безостановочно двигаться вперед, — это сотрудники SpaceX. На площадке компании (космодромом это еще трудно назвать, на 100 километров с нее ничего не поднималось вверх) в Бока-Чика, которую Маск с недавних пор окрестил «Звездной базой» (Starbase), постоянно что-то происходит.

Starship SN15 в очередной раз не полетел. Что вообще происходит с «марсианской ракетой» Маска?
Состояние прототипов Starship и Super Heavy по наблюдениям команды NASASpaceFlight на 18 апреля / ©NASASpaceFlight, Marcus House

Тестовые изделия с номерами 12-14 были заброшены еще на стадии минимально готовности, теперь там собирают как минимум семь прототипов: пять космических кораблей (SN16-20, SN15 готов) и два ускорителя (первых ступеней BN2-3). Одновременно с этим активно возводят орбитальный стартовый стол и башню обслуживания к нему. Дорабатывают здание вертикальной сборки, а по тем же технологиям, что и Starship, уже изготовили несколько баков для хранения запасов горючего и окислителя.

На протяжении последней недели дороги в окрестностях несколько раз перекрывали. Поначалу создавалось впечатление, что виной тому — долгожданные огневые испытания, но они так и не состоялись. Зато по шоссе несколько раз перевезли массивные металлические конструкции и даже колоссальный кран. Готова и уже вовсю используется специальная конструкция из металлических труб для сборки и испытаний носовых обтекателей Starship.

Чего ждать и ждать ли вообще

Судя по вышеописанному уведомлению о возможной эвакуации, можно предположить, что в пятницу огневые испытания все-таки проведут. А вот через какое время SN15 наконец взлетит, вопрос открытый. Еще до «боевых» тестов один его двигатель заменили: вполне вероятно, SpaceX начала еще пристальнее искать малейшие дефекты в революционных Raptor. Так что, если 23-го числа какой-то из агрегатов выдаст хоть сколь-нибудь аномальные показатели, прототип ждет очередная частичная переборка. Притом что Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) уже устало выдавать разрешения на испытания, которые так и не проходят.

Есть ли шансы, что SN15 наконец-то выполнит возложенную на него миссию и сможет благополучно сесть? Есть, и несравненно более высокие, чем у его предшественников, но в таком тотализаторе участвовать мы бы все равно не стали. Да, SpaceX нет равных в быстром накоплении опыта и оперативном устранении недочетов. Но уж слишком амбициозная задача. Так что фанатам Маска уготовано еще много поводов для беспокойства, а любителям позубоскалить на тему очередного «быстрого незапланированного демонтажа» — пищи для едких комментариев. Таков путь.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Позавчера, 17:41
37 минут
Александр Березин

Филипп Мандей основал целое направление исследований: он первым установил, что закисление океанов — последствие глобального потепления — угрожает обонянию и умению ориентироваться у морских рыб. Само собой, это создает угрозу их вымирания. Долго оставалось загадкой только одно: как существующие виды рыб перенесли серьезное закисление океана при прошлых изменениях климата. Теперь все проясняется: похоже, Мандей обнаружил эффект, которого никогда не было. Интересно, что вместе с ним его наблюдали еще 179 ученых — и теперь все они оказались в центре чудовищного скандала. Попробуем разобраться в деталях.

Позавчера, 15:59
13 минут
Александр Речкин

В учебниках истории XX века, на сотнях плакатах и в десятках кинофильмах о Второй мировой войне мы видели знаменитые танки, «катюши» и бороздящие небеса Ил-2. Давайте проверим, сможете ли вы отличить советскую военную технику от машин союзников и стран «оси».

7 мая
5 минут
Илья Ведмеденко

Военно-морской флот получил многоцелевую атомную подводную лодку К-561 «Казань». Это один из самых совершенных кораблей такого типа в мире.

Позавчера, 17:41
37 минут
Александр Березин

Филипп Мандей основал целое направление исследований: он первым установил, что закисление океанов — последствие глобального потепления — угрожает обонянию и умению ориентироваться у морских рыб. Само собой, это создает угрозу их вымирания. Долго оставалось загадкой только одно: как существующие виды рыб перенесли серьезное закисление океана при прошлых изменениях климата. Теперь все проясняется: похоже, Мандей обнаружил эффект, которого никогда не было. Интересно, что вместе с ним его наблюдали еще 179 ученых — и теперь все они оказались в центре чудовищного скандала. Попробуем разобраться в деталях.

Позавчера, 15:59
13 минут
Александр Речкин

В учебниках истории XX века, на сотнях плакатах и в десятках кинофильмах о Второй мировой войне мы видели знаменитые танки, «катюши» и бороздящие небеса Ил-2. Давайте проверим, сможете ли вы отличить советскую военную технику от машин союзников и стран «оси».

5 мая
6 минут
Сколтех

В России таких результатов не было уже около десяти лет. Его получение потребовало настоящей кооперации между исследователями ИВМ РАН, Сколтеха и МГУ.

23 апреля
11 минут
Василий Парфенов

Действующий глава NASA в рамках общения с прессой ответил на ряд вопросов, касающихся недавних заявлений российских политиков и главы «Роскосмоса» о скором отказе от собственного сегмента МКС. Администратор заверил всех, что агентство находится в хороших отношениях с Россией, а также поделился информацией о согласовании обмена местами для астронавтов и космонавтов в пилотируемых миссиях двух стран.

16 апреля
4 минуты
Илья Ведмеденко

Исследователи установили, что обнаруженный в Баренцевом море объект — погибшая советская субмарина типа «Крейсерская». Это одна из самых больших подлодок СССР периода Второй мировой.

25 апреля
17 минут
Александр Березин

На этой неделе СМИ выдали новость, от которой можно впасть в шок: «Ранее из России уезжало около 14 тысяч исследователей [в год], теперь — 70 тысяч». Мы внимательно разобрались в ситуации и вынуждены отметить, что ничего подобного не было и нет. В реальности речь вовсе не об ученых и даже не о высококвалифицированных специалистах. Проблемы с учеными в России есть. Но в этом случае речь идет не о них, а о том, что отдельные бывшие комсомольские вожаки, удачно устроившиеся в РАН, перепутали утечку мозгов из России с отъездом из нее гастарбайтеров. Разбираемся, как это у них получилось.

[miniorange_social_login]

Комментарии

6 Комментариев

2 недели назад
-
1
+
В старые, добрые времена была поставлена задача: сделать из г* сливочное масло. Из всех проблем была успешно решена только одна, но основная - хорошей намазываемости...
2 недели назад
-
2
+
Удачи парням в их нелегком деле. Таков путь.
2 недели назад
-
0
+
Не было бы лучше, если бы Маск и Безос объединили свои усилия? У Нью Шепарда система посадки и движки ВЕ-3 надежнее, чем у Старшипов... Конкуренция, конечно, -- мать прогресса, но распыление средств -- его мачеха...
    2 недели назад
    -
    2
    +
    BE-3 маломощный кислород-водородный движок с тягой всего 490 кН (BE-3U 710 кН) Для старшипа они не годятся - "ненадежный" Раптор имеет тягу в 2000 кН и работает на метане. Водород на Марсе брать негде. Вот когда (если) сделают метановый BE-4 с тягой 2400 кН тогда поглядим.
    2 недели назад
    -
    0
    +
    Полностью бессмысленная затея. У Blue Origin свой подход к проектированию, у SpaceX свой. Они могут обменяться технологиями, но объединять усилия не получится -- они несовместимы. В плане обмена технологиями тоже под вопросом. BE-3 -- великолепный двигатель, отлично дросселируется и всем хорош, кроме одного -- это слабенькая малявка. И масштабировать его до нужных мощностей невозможно физически (гуглить -- ограничения цикла с фазовым переходом). авионика? Может быть, но тут опять же у каждой компании свой подход. Остаются метановые двигатели. Raptor летает. Криво, косо, но летает. BE-4 прожгли, вроде как успешно. Что с ним дальше -- непонятно вообще, информации мизер. И к тому же, у BO и SpaceX цикл разный, это опять несовместимость на уровне подхода к конструированию. В общем, вроде внятно укоротил километровый список "что в этой мысли астрономически неправильного"
    +
      ещё комментарии
Подтвердить?
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: