• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
22.04.2021, 14:00
Василий Парфенов
6
11 990

Starship SN15 в очередной раз не полетел. Что вообще происходит с «марсианской ракетой» Маска?

❋ 4.4

Огневые испытания уже 15-го номерного прототипа многоразовой космической системы Starship изначально были запланированы на прошлые выходные, а полет на высоту в 10 километров — на 20 апреля. Но ни то, ни другое мероприятие так и не состоялось, несмотря на многократно анонсированные перекрытия дорог около деревеньки Бока-Чика (с недавних пор также известной как Starbase) и разрешение регуляторных органов (FAA). Задержка составляет уже около недели, новая дата прожига двигателей назначена на пятницу. А пока разбираемся, что там в Техасе у SpaceX с этим проектом происходит и стоит ли переживать (или злорадствовать, кому что ближе) из-за очередных переносов.

Starship SN15 в очередной раз не полетел. Что вообще происходит с «марсианской ракетой» Маска?
«Вход воспрещен. Хищники на свободе». Вот такой знак, содержащий незамысловатую игру слов (название ракетного двигателя Raptor переводится как «Хищник»), висит на заборе космодрома SpaceX в Бока-Чика, Техас / ©bocachicagal, NASASpaceFlight / Автор: Артем Фомин

Перво-наперво анонс: вероятнее всего, огневые испытания здорово переработанного прототипа Starship SN15 состоятся в пятницу, 23 апреля. Издание Independent пишет, что обитателям соседней с техасским космодромом SpaceX деревни Бока-Чика придется в этот день временно эвакуироваться. Это уже не просто закрытие дорог, которое может быть вызвано простой перевозкой крупногабаритных конструкций, а полноценная мера предосторожности на случай непредвиденного исхода тестов.

Несколько постоянно проживающих в радиусе пары километров от стартового стола людей получили уведомления, что в пятницу они могут услышать полицейские сирены с полудня до 20:00 по местному времени. Когда это произойдет, во избежание возможных травм им необходимо выйти из любых строений и встать подальше от окон и других стеклянных конструкций. А лучше вообще съездить всей семьей (включая домашних животных) отдохнуть куда-нибудь. Риск аварии минимален, но если с прототипом что-то произойдет, его баки могут лопнуть, а ударная волна имеет все шансы повыбивать окна в Бока-Чика.

SN15 — новая глава и/или маленький шажок

Как сообщил сам Илон Маск еще в конце марта, прототип под номером 15 получит сотни улучшений, касающихся структуры летательного аппарата, авионики (бортовой электроники), программного обеспечения и двигателей. Что конкретно входит в этот список, не оглашалось, но некоторая информация известна. Как минимум в SN15 радикально переработаны трубопроводы подачи топлива и на него установят новую версию двигателей Raptor.

Причем изменения в устройстве двигателей заметны даже непрофессионалам: у них сильно по-другому устроены все трубопроводы вокруг камеры сгорания. Это хорошо видно на снимках, сделанных волонтерами — наблюдателями проекта NASASpaceFlight, которые буквально круглосуточно дежурят около «Звездной базы» SpaceX в Бока-Чика. Тема на форуме с актуальными зрелищными снимками пополняется почти каждый день. Именно этим энтузиастам мы обязаны оперативной информацией о состоянии проекта Starship.

Насколько эти «сотни улучшений» повышают шансы SN15 на успешную посадку, сказать пока невозможно. Напомним, со взлетом, переворотами в воздухе и планированием у прототипов Starship все более-менее в порядке. Маск поставил своей космической компании поистине колоссальную задачу: «научить» ракету садиться до того, как она начнет летать на орбиту. Предыдущее детище SpaceX — частично многоразовый носитель Falcon 9 — эксплуатировали четыре года, прежде чем его первую ступень удалось успешно посадить на площадку. А до регулярных удачных приземлений прошло еще два года. Кстати говоря, над большим количеством неудачных попыток посадить ракету иронизировали даже сами сотрудники SpaceX, выпустившие в свое время потрясающий ролик, ставший интернет-классикой.

В случае Starship так не получится: это изначально многоразовая система, причем ее повторное использование должно быть быстрым. Ее бессмысленно начинать эксплуатировать без гарантированной посадки обратно. Вероятно, именно поэтому SN15 уделяют так много внимания: четыре полета подряд показали, что с процедурой перехода из горизонтального управляемого падения к торможению ракетными двигателями в вертикальном положении есть большие проблемы. Прототипы SN8 и SN9 разбились из-за некорректно сработавших при посадке двигателей, SN10 смог сесть, но слишком жестко (в результате через несколько минут все равно взорвался), а SN11 вовсе разорвало в клочья еще в воздухе.

Так что с точки зрения всего проекта 15-й прототип навряд ли можно назвать новой главой, это лишь очередная итерация «зародыша» Starship. Но на этом конкретном этапе программы от реализованных в нем решений зависит слишком многое. Поэтому его испытания важны — как с точки зрения развития системы StarshipSuper Heavy, так и с точки зрения ближайшего будущего многоразовых ракет.

Кипучая деятельность на Starbase

Судя по тому, что видно со стороны, единственные, кто не испытывают никаких сомнений в необходимости безостановочно двигаться вперед, — это сотрудники SpaceX. На площадке компании (космодромом это еще трудно назвать, на 100 километров с нее ничего не поднималось вверх) в Бока-Чика, которую Маск с недавних пор окрестил «Звездной базой» (Starbase), постоянно что-то происходит.

Starship SN15 в очередной раз не полетел. Что вообще происходит с «марсианской ракетой» Маска?
Состояние прототипов Starship и Super Heavy по наблюдениям команды NASASpaceFlight на 18 апреля / ©NASASpaceFlight, Marcus House

Тестовые изделия с номерами 12-14 были заброшены еще на стадии минимально готовности, теперь там собирают как минимум семь прототипов: пять космических кораблей (SN16-20, SN15 готов) и два ускорителя (первых ступеней BN2-3). Одновременно с этим активно возводят орбитальный стартовый стол и башню обслуживания к нему. Дорабатывают здание вертикальной сборки, а по тем же технологиям, что и Starship, уже изготовили несколько баков для хранения запасов горючего и окислителя.

На протяжении последней недели дороги в окрестностях несколько раз перекрывали. Поначалу создавалось впечатление, что виной тому — долгожданные огневые испытания, но они так и не состоялись. Зато по шоссе несколько раз перевезли массивные металлические конструкции и даже колоссальный кран. Готова и уже вовсю используется специальная конструкция из металлических труб для сборки и испытаний носовых обтекателей Starship.

Чего ждать и ждать ли вообще

Судя по вышеописанному уведомлению о возможной эвакуации, можно предположить, что в пятницу огневые испытания все-таки проведут. А вот через какое время SN15 наконец взлетит, вопрос открытый. Еще до «боевых» тестов один его двигатель заменили: вполне вероятно, SpaceX начала еще пристальнее искать малейшие дефекты в революционных Raptor. Так что, если 23-го числа какой-то из агрегатов выдаст хоть сколь-нибудь аномальные показатели, прототип ждет очередная частичная переборка. Притом что Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) уже устало выдавать разрешения на испытания, которые так и не проходят.

Есть ли шансы, что SN15 наконец-то выполнит возложенную на него миссию и сможет благополучно сесть? Есть, и несравненно более высокие, чем у его предшественников, но в таком тотализаторе участвовать мы бы все равно не стали. Да, SpaceX нет равных в быстром накоплении опыта и оперативном устранении недочетов. Но уж слишком амбициозная задача. Так что фанатам Маска уготовано еще много поводов для беспокойства, а любителям позубоскалить на тему очередного «быстрого незапланированного демонтажа» — пищи для едких комментариев. Таков путь.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
mostly harmless Есть телега: https://t.me/tempest_exults
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
21 октября, 14:25
Юлия Трепалина

Насколько счастливым нужно быть человеку, чтобы это начало благоприятно сказываться на продолжительности жизни? Ученые определили минимальный уровень субъективного ощущения благополучия, или счастья, преодолев который, оно становится фактором, позитивно влияющим на здоровье населения страны.

21 октября, 20:26
Игорь Байдов

В далеких холодных просторах Солнечной системы, между орбитами Сатурна и Урана, разворачивается редкое космическое представление. Таинственный объект под названием Хирон меняет свой облик. Астрономы фиксируют уникальный процесс — активную эволюцию его колец. Ничего подобного в таком масштабе ученые не наблюдали ранее.

21 октября, 14:53
РТУ МИРЭА

Стремительное развитие искусственного интеллекта (ИИ) стало одним из ключевых факторов, определяющих глобальную технологическую и экономическую повестку. Для России, стремящейся занять достойное место в числе лидеров цифровой трансформации, ИИ представляет собой одновременно и огромную возможность, и серьезный вызов. Вопрос о том, является ли он двигателем прогресса или источником новых угроз, не имеет однозначного ответа, поскольку обе эти ипостаси тесно переплетены в современной реальности.

17 октября, 22:00
Любовь С.

В густой оранжевой дымке Титана, где температура опускается до минус 180 градусов Цельсия, происходят невозможные по земным меркам химические реакции: молекула циановодорода (HCN), рожденная в атмосфере из азота, метана и этана, могла сформировать кристаллы, объединяющие вещества противоположной природы.

19 октября, 10:00
Любовь С.

Первый официальный документ, описывающий принцип действий в случае возможного контакта с внеземной цивилизацией, был принят Международной академией астронавтики (IAA) в 1989 году. С тех пор декларацию неоднократно пересматривали, а ее обновленную версию, адаптированную под реалии XXI века, ученые разработали совместно с участниками проекта по поиску инопланетян SETI.

18 октября, 11:06
Evgenia Vavilova

Число несущих их клеток не просто увеличивается, механизм отбора связан с эволюционным преимуществом половых клеток. Узнать об этом помог улучшенный метод секвенирования ДНК.

13 октября, 11:10
Илья Гриднев

Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.

26 сентября, 11:41
ИИМК РАН

Археологи Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН), при поддержке фонда «История отечества» в ходе раскопок обнаружили на всемирно известной стоянке каменного века Костенки-17 в Воронежской области редчайшие украшения из зубов песца и окаменелой раковины, а также уникальный для этого времени нуклеус из бивня мамонта для снятия заготовок.

7 октября, 11:46
Игорь Байдов

Экспедиционное судно «Эндьюранс» более века называли самым прочным деревянным судном, когда-либо построенным человеком. Но находка, сделанная на дне моря, и изучение старых писем раскрыли неприятную правду. Легендарный «Эндьюранс» Шеклтона вовсе не был непобедимым левиафаном. Напротив, он имел фатальные недостатки, а капитан знал об этом еще до того, как ушел в роковое плавание к берегам Антарктиды.

[miniorange_social_login]

Комментарии

6 Комментариев
В старые, добрые времена была поставлена задача: сделать из г* сливочное масло. Из всех проблем была успешно решена только одна, но основная - хорошей намазываемости...
Stan _
22.04.2021
-
0
+
Удачи парням в их нелегком деле. Таков путь.
Не было бы лучше, если бы Маск и Безос объединили свои усилия? У Нью Шепарда система посадки и движки ВЕ-3 надежнее, чем у Старшипов... Конкуренция, конечно, -- мать прогресса, но распыление средств -- его мачеха...
    BE-3 маломощный кислород-водородный движок с тягой всего 490 кН (BE-3U 710 кН) Для старшипа они не годятся - "ненадежный" Раптор имеет тягу в 2000 кН и работает на метане. Водород на Марсе брать негде. Вот когда (если) сделают метановый BE-4 с тягой 2400 кН тогда поглядим.
    Полностью бессмысленная затея. У Blue Origin свой подход к проектированию, у SpaceX свой. Они могут обменяться технологиями, но объединять усилия не получится -- они несовместимы. В плане обмена технологиями тоже под вопросом. BE-3 -- великолепный двигатель, отлично дросселируется и всем хорош, кроме одного -- это слабенькая малявка. И масштабировать его до нужных мощностей невозможно физически (гуглить -- ограничения цикла с фазовым переходом). авионика? Может быть, но тут опять же у каждой компании свой подход. Остаются метановые двигатели. Raptor летает. Криво, косо, но летает. BE-4 прожгли, вроде как успешно. Что с ним дальше -- непонятно вообще, информации мизер. И к тому же, у BO и SpaceX цикл разный, это опять несовместимость на уровне подхода к конструированию. В общем, вроде внятно укоротил километровый список "что в этой мысли астрономически неправильного"
    +
      ещё комментарии
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно