15.05.2023
Ольга И.
12 209

В России открыли новые виды клещей, которые могут вызвать чуму

5.2

Ученые из Тюменского государственного медицинского университета открыли и описали три новых вида опасных клещей, обитающих на территории России и способных вызвать чуму и лихорадку Западного Нила. Эти паразиты широко распространены в Сибири и Монголии.

В России открыли новые виды клещей, которые могут вызвать чуму
В России открыли новые виды клещей, которые могут вызвать чуму / © Предоставлено пресс-службой ТМУ/ Мария Орлова / РИА Новости / Автор: Иван Беляев

Известно, что паразиты летучих мышей — клещи, блохи, кровососущие мухи — активно участвуют в распространении внутри колонии множества инфекций. Часть из них при этом передается людям, о чем стало известно всему миру в связи с пандемией Covid-19.

На протяжении последних 10 лет ученые из ТМУ исследуют рукокрылых, обитающих на территории Сибири и Дальнего Востока. Казалось даже, что фауна их паразитов уже достаточно изучена, но несколько новых видов были описаны командой исследователей еще в 2015 году, и больше работ по этому поводу не намечалось, так как на изучаемой территории обитает всего одно семейство летучих мышей.

Но судьба, что называется, сложилась иначе. Как сообщило РИА Новости, ученые обнаружили новые виды клещей, которые принадлежат двум семействам — Spinturnicidae и Macronyssidae. Представители первого семейства могут переносить бартонеллез, а второго — целый ряд опасных природно-очаговых инфекций, среди которых — боррелиоз, клещевой энцефалит, лихорадки Западного Нила и геморрагическая с почечным синдромом, туляремия и чума.

Одного из членистоногих ученые добыли еще в 2020 году из заспиртованных сборов Зоологического музея МГУ при обследовании коллекций летучих мышей. Остальных клещей нашли в местах их естественного обитания в республиках Бурятия и Тува, на отловленных учеными представителях рукокрылых.

Морфологически членистоногие не похожи на тех, что ученые описывали ранее. Поэтому они считают, что этот фаунистический комплекс обитает южнее азиатской части России — предположительно, на территории Китая. Так что в дальнейшем исследователи намечают сотрудничество со специалистами из Поднебесной.

Развитием работы станут молекулярно-генетические исследования. Они должны объяснить родство открытых видов с уже известными. Помимо этого, ученые планируют изучить участие паразитов в распространении различных инфекций. Исследование представлено в Persian Journal of Acarology.