16.12.2020
ТГУ
3 801

Российские ученые нашли на летучих мышах несвойственных им паразитов. Это угрожает появлением новых вирусных и бактериальных инфекций

Группа ученых, куда вошли специалисты из ТГУ, провела исследование паразитофауны нетопыря Куля (Pipistrellus kuhlii) – летучей мыши, которая в ХХ веке попала из Средиземноморья в Россию и активно распространяется по ее территории. Нетопырь — это переносчик большого числа инфекций, в том числе коронавирусов, опасных для людей и животных. Первое для нашей страны обобщение результатов собственных исследований и литературных данных, проведенное учеными, выявило у нетопыря паразитов, характерных для других животных. По мнению исследователей, это несет потенциальную угрозу в виде новых генетических вариантов вирусов и бактерий.

Нетопырь Куля (Pipistrellus kuhlii) / ©ru.wikipedia.org

Научные данные опубликованы в журнале Russian journal of biological invasions и на сайте ВОЗ в разделе по коронавирусу. Авторы статьи –  ученые Биологического института ТГУ, Тюменского и Пензенского госуниверситетов, сотрудники Жигулевского государственного природного биосферного заповедника имени И. И. Спрыгина и Противочумного института Роспотребнадзора (Ростов-на-Дону).

«Нетопырь Куля – теплолюбивый вид, исходно предпочитавший сухой и полусухой климат, равнинные ландшафты Средиземноморья, Северной Африки, Ближнего Востока, – объясняет сотрудник лаборатории мониторинга биоразнообразия БИ ТГУ Мария Орлова. – На протяжении последних десятилетий в Европе отмечается прогрессирующее распространение этого вида, которое привело к увеличению общей площади ареала почти в пять раз. Отличительные черты нетопыря – высокая приспособляемость к разным климатическим условиям. Общее потепление климата еще больше способствует его быстрому расселению в северном и восточном направлениях».

В России первые находки нетопыря Куля были сделаны в 1975 году в Ростове-на-Дону. Сейчас он обитает во многих регионах РФ. Самой северной остается находка, сделанная зимой 1991 года в Удмуртии. И, скорее всего, животное было завезено сюда случайно идущим с юга транспортом. По словам биологов, этот вид может переносить на значительные расстояния временных эктопаразитов, способствуя этим распространению ряда заболеваний.

Сотрудник лаборатории мониторинга биоразнообразия БИ ТГУ Мария Орлова / ©Пресс-служба ТГУ

«Установлено, что в совокупности Pipistrellus kuhlii выступает хозяином 36 видов паразитических клещей и насекомых, обитающих в разных странах. Один вид – блоха Ischnopsyllus variabilis – впервые выявлен нами для данного хозяина, – говорит Мария Орлова. – Находки нехарактерных для нетопыря паразитов указывают на его обширные контакты с разными животными, являющимися резервуаром зоонозных инфекций. В сочетании с фактом выявления от этого вида нескольких патогенов, включая два коронавируса, очевидны его медицинское значение и необходимость изучения его паразитофауны».

Авторы статьи представили в публикации данные по исследованию 52 особей P. kuhlii из восьми точек юга России. Все летучие мыши после осмотра и сбора эктопаразитов были отпущены в природу. Большая часть (почти три четверти) паразитов, снятых с рукокрылых, – это клещи S. periblepharus, для которых летучая мышь — основной хозяин. С летучих мышей, отловленных в Астраханской области, снят эктопаразит Carios vespertilionis, который переносит бактерии боррелиоза, риккетсиоза, вирус клещевого энцефалита и некоторые другие заболевания.

Наряду с этим сделано еще множество находок паразитов, ассоциированных с пчелами, птицами и другими животными. Так, например, с рукокрылых, отловленных в Азербайджане, сняли куриный клещ Dermanyssus gallinae, хозяева которого — дикая утка и домашняя птица. Среди заболеваний, которые переносит этот вид, – дерматозы, вирус энцефаломиелита лошадей, парамиксовирус. Известна даже находка на нетопыре Куля в Алжире паразита, свойственного верблюдам (клещ Hyalomma dromedarii). Но особое беспокойство ученых вызывают многочисленные находки на этих летучих мышах блох грызунов – Xenopsylla cheopis и Leptopsylla sengis.

«Нетопырь Куля предположительно вовлечен в перенос целого ряда опасных бактерий (боррелии, эрлихии, возбудитель туляремии) и вирусов, которые могут передаваться не только от животного животному, но и от разных представителей фауны человеку, – подчеркивает Мария Орлова. – При этом сам он выраженный синантроп, то есть активно заселяет населенные пункты, уже давно стал привычным обитателем южных городов, а в последние годы его отлавливали даже в Москве.

Без пристального изучения паразитофауны рукокрылых невозможно объективно оценить потенциальную угрозу ассоциированных с ними патогенов, поэтому мы с коллегами намерены продолжить начатые исследования и изучать эктопаразитов и инфекции, ассоциированные с другими летучими мышами России и ближнего зарубежья».