В Антарктиде обнаружили останки двоюродного брата динозавра размером с игуану — Naked Science
31 января

В Антарктиде обнаружили останки двоюродного брата динозавра размером с игуану

Антарктида не всегда была ледяной пустыней: 250 миллионов лет назад континент был домом для разнообразной дикой природы, включая ранних родственников динозавров. В новом исследовании ученые описывают найденную рептилию размером с игуану, чье имя означает «король Антарктиды».

191050_web

«Это животное было архозавром, ранним родственником крокодилов и динозавров. Оно немного похоже на ящерицу, но эволюционно это один из первых членов этой большой группы. Эта находка позволит рассказать нам, как развивались и распространялись динозавры и их ближайшие родственники», — рассказывает Брэндон Пикук (Brandon Peecook), сотрудник Филдовского музея естественной истории и ведущий автор работы. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Vertebrate Paleontology.

Найденный скелет ископаемого неполный, но палеонтологи сохраняют оптимизм по поводу находки, которую назвали Antarctanax shackletoni: первое слово означает «король Антарктиды», второе — дань уважения полярному исследователю Эрнесту Шеклтону (Ernest Shackleton). Исследователи предполагают, что Antarctanax был хищником, который охотился на насекомых, ранних родственников млекопитающих и земноводных. Но самое интересное в найденном животном — его время и место обитания.

«Чем больше мы узнаем о доисторической Антарктиде, тем страннее она становится. Мы думали, что антарктические животные будут похожи на тех, которые жили в южной части Африки, поскольку тогда эти сухопутные массивы были объединены. Однако мы обнаружили, что дикая природа Антарктиды уникальна», — рассказывает Пикук.

Один из элементов скелета Antarctanax shackletoni / © Brandon Peecook, Field Museum

Приблизительно за два миллиона лет до появления Antarctanax Земля претерпела самое глобальное массовое вымирание видов. Изменение климата, вызванное извержениями вулканов, привело к гибели 90 процентов всех животных. Годы, последовавшие сразу за этим событием, были эволюционно свободными, и новые группы животных соперничали между собой, заполняя пробелы. Архозавры, включая динозавров, были одной из групп, которые развились лучше остальных. До массового вымирания архозавры были обнаружены только вокруг экватора, но после него они были повсюду.

Находка Antarctanax поможет поддержать идею о том, что Антарктида была местом быстрой эволюции и диверсификации после массового вымирания. Чем больше разных видов животных находят ученые, тем больше они узнают о морфологии архозавров, живших на этих территориях после массового вымирания. По словам Пикука, Антарктида, как и морское дно, — одно из таких мест на Земле, где наука все еще находится на самых ранних стадиях исследования, и Antarctanax — лишь маленький вклад в изучение истории Антарктиды.