Близкий родственник тираннозавров обратился в вегетарианство – но не успел — Naked Science

Близкий родственник тираннозавров обратился в вегетарианство – но не успел

В семье легендарных хищников и убийц – таких как тираннозавр и велоцираптор – нашелся отщепенец: трехметровый ящер, описанный недавно, был почти настоящим травоядным. Впрочем, облик животного представлял настолько странную комбинацию разных черт, что палеонтологи уже назвали его «утконосом среди динозавров».

sn-theropod

Почти полный 1,5-метровый скелет молодого ящера был обнаружен на юге Чили и датирован концом юрского периода, 145 млн лет назад. Описавшие новый вид ученые назвали его Chilesaurus diegosuarezi – в честь местного мальчика Диего Суареса (Diego Suarez), нашедшего останки в 2004 году. Впрочем, описание динозавра оказалось нелегкой задачей.

По словам палеонтологов, поначалу они не могли понять, к какой группе отнести останки. С одной стороны, ящер имел длинную шею и уплощенные зубы, подходящие для поедания и пережевывания грубой растительной пищи. С другой – строение его позвоночника и коленных суставов указывало на принадлежность к тероподам, подавляющее большинство которых были двуногими хищниками, и еще какими! Поначалу исследователи даже полагали, что имеют дело с перемешавшимися костями нескольких ящеров, но в итоге им удалось сложить этот пазл целиком.

Ученые считают, что открытие C. diegosuarezi знаменует не просто описание очередного вымершего вида, но представляет новый, ранее неизвестный «план тела», который возможно, существовал когда-то у некоторых динозавров. Видимо, чилийский ящер был действительно чем-то вроде утконоса, сочетающего и архаические, и прогрессивные признаки. Вымерший «утконос» находился на переходной ступени от одного образа жизни, плотоядного, к другому, растительноядному, да так и не успел перешагнуть с одной на другую.

На поверхности Ганимеда, самого большого спутника во всей Солнечной системе, обнаружены следы самого большого ударного кратера, диаметр которого достигает 7800 километров.