16.08.2017
Редакция Naked Science

«Травоядный хищник» заставляет пересмотреть эволюцию динозавров

Палеонтологи снова пересмотрели положение чилизавра в группе динозавров: уникальный «хищный вегетарианец» оказался еще одним промежуточным звеном в эволюции древних ящеров.

chilesaurus

Еще в 2015 г., когда палеонтолог Фернандо Новас (Fernando Novas) и его коллеги впервые описали мелкого «чилизавра» Chilesaurus diegosuarezi, он стал сенсацией. Представитель группы ящеротазовых теропод – которых так и зовут «хищные динозавры» – родственник самого тираннозавра, он, видимо, был исключительным вегетарианцем. Чтобы понять всю странность ситуации, можно вообразить себе боевой вертолет на гражданской службе. Впрочем, в новой работе ученых из Кембриджского университета все расставляется по своим местам: чилизавр отнесен к группе птицетазовых (в основном, растительноядных) и занял почетное место между ними и тероподами.

Скелет чилизавра возрастом около 145 млн лет назад был обнаружен на территории Чили. По оценкам ученых, размеры этих ящеров составляли от 50 см до пары метров, с длинной шеей и крошечной головой с примитивными «жевательными» зубами. Это, действительно, вполне однозначно указывает на растительноядность чилизавра и сходство с такими птицетазовыми, как игуанодоны или стегозавры. Однако не меньше у него и признаков полноценных хищных теропод. Они также были двуногими, с короткими передними лапами, отличались сходным строением позвонков и т. д. Ситуацию осложняли и черты чилизавра, напоминавшие и более редкие и узкоспециализированные группы теропод, таких как теризинозавры.

Один из вариантов реконструкции облика чилизавра / ©Gabriel Lio/University of Birmingham

Все это разогрело бурные дискуссии относительно места чилизавра на филогенетическом древе – вплоть до пересмотра расположения некоторых ветвей самого древа. Новые доводы прозвучали в работе Пола Барретта (Paul Barrett) и Мэтью Бэрона (Matthew Baron), результаты которой опубликованы журналом Biology Letters: в ней ученые относят чилизавра к птицетазовым – ветви, разошедшейся с тероподами еще около 220 млн лет назад. Стоит добавить, что именно тероподы (точнее говоря, ящеротазовые), а не птицетазовые динозавры, стали впоследствии предками птиц.

Окаменелый фрагмент челюсти Chilesaurus с зубами / ©University of Birmingham

По мнению ученых, уникальный скелет показывает, что тероподы были ближе птицетазовым, чем принято считать, а чилизавр мог быть одной из промежуточных форм. «Динозавров делят на большие группы по строению их таза, – пояснил Пол Барретт, – но эта система классификации начинает разваливаться».