Ученые открыли новый источник клеток крови в организме человека — Naked Science

Ученые открыли новый источник клеток крови в организме человека

За последние пару лет исследователи начали встречать у пациентов, которые перенесли трансплантацию кишечника, наличие так называемой кровяной химеры — производство собственных клеток крови, соседствующих с клетками донора. Результаты работы ученых потенциально могут облегчить последующие пересадки.

Долгое время единственным местом, где в человеческом организме производятся новые клетки крови, считался костный мозг, однако открытие американских ученых говорит о том, что наш кишечник также содержит гемопоэтические стволовые клетки, которые играют роль ранних предшественников клеток крови. Исследование опубликовано в Cell Stem Cell.

Доподлинно не известно, сколько именно крови продуцирует ткань кишечника, но ученые предполагают, что показатель может доходить до 10 процентов всего объема крови в организме.

Сохранение кровяных клеток можно ожидать так или иначе почти от любого трансплантированного органа, но донорские клетки, наблюдаемые учеными, оставались достаточно долго, что показалось им весьма странным. Чтобы узнать, что происходит с инородными клетками в течение длительного времени, первооткрыватели этого странного вторичного источника следили за 21 пациентом с трансплантацией кишечника в течение пяти лет.

В ходе наблюдений им не только удалось обнаружить чужеродные гемопоэтические стволовые клетки и клетки-предшественники (HSPC) в слизистой оболочке кишечника донора, но и идентифицировать их в участке тонкого кишечника, печени и лимфатических узлов. Более того, со временем эти клетки постепенно заменялись собственными кроветворными тканями реципиента.

Поначалу это всерьез взволновало ученых. Белые кровяные клетки — «пехота» иммунитета человека, оно атакует инородные тела, которые попадают в их поле зрения. Пересаженный орган не воспринимается ими как нечто чужеродное, поэтому для подавления иммунного ответа необходимы мощные препараты, противостоящие отторжению. Кроме того, в подобной ситуации возможна и так называемая реакция «трансплантат против хозяина», связанная с иммунным конфликтом между клетками донора и реципиента. Как оказалось, противоположные фракции белых клеток каким-то образом смогли «договориться».

«В своем исследовании мы показываем, что существует некий иммунный перекрестный диалог между двумя наборами клеток крови, который защищает трансплантат от иммунной системы пациента и пациента — от трансплантации», — говорит лидер исследовательской группы Меган Сайкс (Megan Sykes) из Колумбийского центра трансляционной иммунологии.

Графическое изображение кровяных клеток донора и рецепиента / © Megan Sykes

Пересадки аллотрансплантатов кишечника имеют высокий уровень отказов — около 50 процентов в течение первых пяти лет. Учитывая высокую нагрузку лимфатической ткани в органе, у пяти-девяти процентов пациентов может произойти реакция «трансплантата против хозяина». Подобные исследования позволят узнать больше об этом процессе и принести ощутимую пользу для будущих трансплантаций.