Ученые открыли новый источник клеток крови в организме человека — Naked Science

Ученые открыли новый источник клеток крови в организме человека

За последние пару лет исследователи начали встречать у пациентов, которые перенесли трансплантацию кишечника, наличие так называемой кровяной химеры — производство собственных клеток крови, соседствующих с клетками донора. Результаты работы ученых потенциально могут облегчить последующие пересадки.

Долгое время единственным местом, где в человеческом организме производятся новые клетки крови, считался костный мозг, однако открытие американских ученых говорит о том, что наш кишечник также содержит гемопоэтические стволовые клетки, которые играют роль ранних предшественников клеток крови. Исследование опубликовано в Cell Stem Cell.

Доподлинно не известно, сколько именно крови продуцирует ткань кишечника, но ученые предполагают, что показатель может доходить до 10 процентов всего объема крови в организме.

Сохранение кровяных клеток можно ожидать так или иначе почти от любого трансплантированного органа, но донорские клетки, наблюдаемые учеными, оставались достаточно долго, что показалось им весьма странным. Чтобы узнать, что происходит с инородными клетками в течение длительного времени, первооткрыватели этого странного вторичного источника следили за 21 пациентом с трансплантацией кишечника в течение пяти лет.

В ходе наблюдений им не только удалось обнаружить чужеродные гемопоэтические стволовые клетки и клетки-предшественники (HSPC) в слизистой оболочке кишечника донора, но и идентифицировать их в участке тонкого кишечника, печени и лимфатических узлов. Более того, со временем эти клетки постепенно заменялись собственными кроветворными тканями реципиента.

Поначалу это всерьез взволновало ученых. Белые кровяные клетки — «пехота» иммунитета человека, оно атакует инородные тела, которые попадают в их поле зрения. Пересаженный орган не воспринимается ими как нечто чужеродное, поэтому для подавления иммунного ответа необходимы мощные препараты, противостоящие отторжению. Кроме того, в подобной ситуации возможна и так называемая реакция «трансплантат против хозяина», связанная с иммунным конфликтом между клетками донора и реципиента. Как оказалось, противоположные фракции белых клеток каким-то образом смогли «договориться».

«В своем исследовании мы показываем, что существует некий иммунный перекрестный диалог между двумя наборами клеток крови, который защищает трансплантат от иммунной системы пациента и пациента — от трансплантации», — говорит лидер исследовательской группы Меган Сайкс (Megan Sykes) из Колумбийского центра трансляционной иммунологии.

Графическое изображение кровяных клеток донора и рецепиента / © Megan Sykes

Пересадки аллотрансплантатов кишечника имеют высокий уровень отказов — около 50 процентов в течение первых пяти лет. Учитывая высокую нагрузку лимфатической ткани в органе, у пяти-девяти процентов пациентов может произойти реакция «трансплантата против хозяина». Подобные исследования позволят узнать больше об этом процессе и принести ощутимую пользу для будущих трансплантаций.

Огневые испытания центрального блока сверхтяжелой ракеты-носителя SLS прервались раньше времени. Чуть более чем через минуту после зажигания двигателей автоматика их отключила. По словам главы NASA, тест нельзя считать провалом, но изучение аномалии может повлиять на сроки дальнейших испытаний и первого полноценного запуска в конце 2021 года.