Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
02.03.2021
2 377

Ученые нашли останки древнейших приматов

5.4

Обнаружены кости приматов, живших сразу после мел-палеогенового вымирания: похоже, наши общие предки появились задолго до гибели динозавров.

Purgatorius mckeeveri: реконструкция
Purgatorius mckeeveri: реконструкция / ©Andrey Atuchin

Геологическая формация Хелл-Крик в американском штате Монтана более века служит неиссякаемым источником новых палеонтологических находов; именно там некогда нашли первые кости тираннозавров. А недавно в этом месте обнаружили древнейшие останки приматов, возраст которых оценивают в 65,9 миллиона лет. Находка отодвигает время существования последнего общего предка всех приматов намного дальше в прошлое, чем считали до сих пор.

Эти далекие родственники жили немногим более 100 тысяч лет после мел-палеогенового вымирания, в результате которого исчезли все нелетавшие динозавры. А значит, их непосредственные предшественники существовали бок о бок с древними ящерами. Об этом сообщается в новой статье Грегори Мантиллы (Gregory Mantilla) и его коллег, опубликованной в журнале Royal Society Open Science. Также о работе рассказывается в пресс-релизе Вашингтонского университета.

Найденные зубы и кости челюстей: 3D-модели, полученные с помощью компьютерной томографии / ©Gregory Mantilla, Stephen Chester

Палеонтологи обнаружили несколько зубов, а также фрагменты челюстных костей двух представителей вымершего рода Purgatorius, древнейшего среди приматов. Один из них — P. janisae — был уже известен ученым, однако P. mckeeveri описан впервые (и получил видовое название в честь семьи, спонсировавшей раскопки в Хелл-Крик). Внешне пургаториусы походили скорее на грызунов, но некоторые детали строения зубов уже позволяют отнести их к протоприматам, а также выделить P. mckeeveri в самостоятельный вид.

Получается, уже вскоре после мел-палеогенового массового вымирания существовало как минимум два вида Purgatorius, а значит, они наверняка имели общего предшественника, который жил еще до этого события. Таким образом, первые предки приматов могли появиться не в палеогене, а даже в позднем меловом периоде, в эпоху расцвета динозавров. Какими были эти предки, пока не известно. По словам Грегори Мантиллы, на эту роль претендуют гипсониктопсы, но, скорее всего, найти останки настоящих предшественников, живших по соседству с ящерами, еще предстоит.