18.07.2022
Мария А.
4 379

Потеря Y-хромосомы грозит мужчинам преждевременной смертью из-за сердечной недостаточности

4.6

Исследование показало, что гемопоэтическая мозаичная потеря Y-хромосомы у мышей связана с повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний и смертности из-за сердечной недостаточности.

Половые хромосомы
Половые хромосомы, в отличие от аутосом, обозначаемых порядковыми номерами, обозначаются буквами X, Y, Z или W / © Biophoto Associates, Science Source

Эксперименты ученых из Центра сердечно-сосудистых исследований Роберта М. Берна при медицинском факультете Университета Вирджинии (США) и Высшей школы медицины Осакского столичного университета (Япония) показали, что в случае гемопоэтической мозаичной потери Y-хромосомы самцами мышей в их сердцах формировалась рубцовая ткань, которая приводила к сердечной недостаточности и сокращению продолжительности жизни. Исследование опубликовано в журнале Science.

О том, что как минимум 40 процентов мужчин к 70 годам спорадически теряют Y-хромосому из клеток крови во время деления, а к 93 годам их доля возрастает до 57 процентов, известно давно. Этот процесс впервые наблюдали в 1963 году, но лишь к 2014-му ученые выявили связь между мозаичной утратой половой хромосомы и сокращением продолжительности жизни. Затем это связывали с риском развития множества возрастных недугов вроде рака и болезни Альцгеймера.

Однако специалисты не могли разобраться в вопросе: потеря Y-хромосомы — еще один безобидный признак старения вроде появления морщин и поседения волос или она играет роль в возникновении болезней?

Новая работа американских и японских ученых с участием самцом мышей, генетически отредактированных методом CRISPR, помогла приблизиться к разгадке. Животные, лейкоциты которых были лишены Y-хромосомы, чаще умирали, у них образовывалась рубцовая ткань в сердце, почках и легких, развилась неишемическая сердечная недостаточность, снижались умственные способности.

Затем результаты перепроверили на примере людей, изучив данные 223 173 мужчин из британского Биобанка: у пациентов, имевших мозаичную потерю Y-хромосомы, вероятность преждевременной смерти от любой причины в течение семи лет наблюдений была выше как минимум на 40 процентов, а от сердечно-сосудистого заболевания — на 31 процент по сравнению с мужчинами, у которых не обнаружили утрату половой хромосомы.

Если грызунов удалось защитить благодаря блокировке белка под названием трансформирующий фактор роста бета — ключевой молекулы, участвующей в образовании рубцовой ткани, — пока нет доказательств того, что подобные препараты окажутся эффективными в случае мужчин с потерей половой хромосомы. Поэтому ученые продолжают исследования и поиски методов лечения.