Прямая активация гена, отвечающего за возбуждение нейронов, способна побороть депрессию — Naked Science

Прямая активация гена, ответственного за возбуждающие нейроны и связанный с депрессией, поможет в борьбе с такими симптомами, как социальная изоляция и потеря интереса — по крайней мере для мужчин, сообщает международная группа китайских и американских ученых.

bojack-roof

Ученые заглянули в префронтальную кору — область мозга, вовлеченную в сложные виды поведения, такие как планирование и социальное поведение, и обнаружили, что деактивация гена SIRT1 вызывает симптомы депрессии у самцов мышей. Результаты исследования опубликованы в журнале Molecular Psychiatry. По словам одного из авторов исследования Синь-Юнь Лу (Xin-Yun Lu), в то время как именно стресс, а не прямая манипуляция с генами, вызывает депрессию, препарат, который активирует SIRT1, воздействует на симптомы у мужчин.

Это означает, что лекарства, которые активируют SIRT1 и обеспечивают высокий уровень активности возбуждающих нейронов, могут однажды стать эффективной терапией для некоторых людей, страдающих от депрессии. По данным Национального института психического здоровья, депрессия считается одним из наиболее распространенных психических расстройств в Соединенных Штатах, которому подвержены почти семь процентов взрослых. Во время депрессии активность возбуждающих нейронов определенно уменьшается и нейроны не связываются должным образом, будто они отключены.

Трудно, однако, поддерживать активность без энергии, а потому еще одна роль SIRT1 в клетках головного мозга — регуляция клеточных «электростанций», называемых митохондриями. Ученые обнаружили, что по крайней мере одна из причин того, как нокаутирование SIRT1 у мужчин влияло на активность возбужденных нейронов, заключалась в уменьшении количества митохондрий и экспрессии генов, участвующих в производстве этих «электростанций».

Доктор Синь-Юнь Лу, молекулярный нейробиолог из Медицинского колледжа Джорджии в Университете Огаста (Джорджия, США) / © Phil Jones, Augusta University

Депрессивное поведение, которое они видели в результате, может считаться еще одним показателем важности SIRT1 в этом регионе для регуляции настроения. Ученые утверждают, что также удалось разрешить вызванную стрессом депрессию у мышей-самцов, когда они активировали SIRT1, который был деактивирован из-за стресса. Для «измерения» депрессии ученые использовали привычную для мышей любовь к сладкому раствору сахарозы. В ходе экспериментов самцы начали отказываться от своего обычного поведения, демонстрировали отсутствие интереса к лакомству и становились одиночками. Кроме того, мыши даже потеряли интерес к спариванию с самками.

Депрессия обычно считается вызванной сочетанием генетических факторов и факторов окружающей среды. Ученые утверждают, что некоторые люди, вероятно, родились с вариантом SIRT1, выявленным в общегеномных ассоциативных исследованиях, что предрасполагает их к депрессии, хотя для возникновения депрессии должны действовать и факторы окружающей среды. Помимо этого, в дальнейшей работе специалисты займутся изучением существующих лекарств, в том числе давно знакомых, но никогда не применявшихся для лечения депрессии, чтобы выяснить, влияют ли они на выявленный ген.