Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Полинезийцы укоротили крылья новозеландским насекомым
Случившееся подтвердило давнюю гипотезу Чарльза Дарвина о том, что потеря крыльев — при всей их кажущейся полезности — для насекомых имеет существенный эволюционный смысл.
Ученые из Новой Зеландии изучили частоту встречаемости летающих и нелетающих форм местного вида насекомых Zelandoperla fenestrata (на фото). Популяции этого вида имеют разную длину крыльев: самые короткокрылые не могут летать, более длиннокрылые — могут. Авторы работы изучили данные по пяти регионам, где встречается этот уникальной вид (вне южного острова Новой Зеландии его нигде нет). В трех местах леса они исчезли после колонизации острова маори (она началась в XIII веке), а в двух леса не прерывали своего существования в последние тысячи лет.
Как и ожидалось, процент неспособных к полету короткокрылых особей зависел от высоты склонов гор, на которой их собрали. На высотах около 600 метров все особи этого вида умели летать. На высотах ближе к тысяче метров ситуация была обратной: почти никто не умел летать. Похожая картина наблюдается с разными видами насекомых по всему миру: чем выше в горы, тем реже местные насекомые способны к полету.
Однако в случае Zelandoperla fenestrata ситуация оказалась более сложной. Там, где леса сохранились (две локации), куда больший процент особей имел способность к полету даже с ростом высоты. Там, где лесов не было, неумение летать становилось массовым даже на средних высотах, задолго до тысячи метров.
Исследователи не разбирают в деталях конкретные причины, по которым наличие леса в местах обитания этих насекомых снижает риск потери ими склонности к полету. Однако вероятные механизмы довольно очевидны. Во-первых, лес несколько нивелирует прямое воздействие ветра на летающих насекомых, замедляя ток воздуха в приземных слоях. Во-вторых, даже если сильный порыв ветра подхватил насекомое, у того всегда есть шанс наскочить на дерево и зацепиться за него, пережидая ветер. В местах, где лесов нет, ни то, ни другое невозможно — и ветер может унести насекомое с крыльями туда, где оно погибнет или не оставит потомства, то есть за пределы пригодных для него биогеоценозов.
Авторы работы заключают, что причиной потери способности к полету следует считать сильный ветер при отсутствии факторов, снижающих его воздействие на летающих насекомых. Это подтверждает давнюю теорию Чарльза Дарвина о причинах потери насекомыми способности к полету. Отказ от функциональных крыльев выглядит не слишком логично: за счет них насекомые могут быстро перемещаться на огромные расстояния. Например, бродяжка рыжая, один из видов стрекоз, поднимается на высоту до 6200 метров и мигрирует на многие тысячи километров (способна перелететь Тихий океан). Высокая мобильность упрощает поиск пищи и полового партнера. Почему же в целом ряде экосистем насекомые массово отказываются от нее?
Вопрос этот встал перед биологами еще в XIX веке, когда выяснилось, что на островах между Австралией и Антарктидой практически все насекомые лишены крыльев. Это странно: чтобы попасть сюда, они явно должны были использовать крылья, поскольку возраст местных видов велик, и они явно прибыли сюда до человека. Дарвин предположил, что способные к полету особи часто уносит ветром в море, где они гибнут. В итоге естественный отбор способствует выживанию неспособных к полету. В ту пору его гипотеза подверглась серьезной критике. Однако новая работа новозеландских ученых указывает на правоту исследователя.
Авторы работы отмечают, что воздействие человека на леса, таким образом, способно подталкивать отдельные популяции насекомых к отказу от полета. Потенциально это станет проблемой: если некоторые популяции не будут летать, они не смогут обмениваться генами с другими, что снизит их локальное генетическое разнообразие.
В то же время вряд ли сведение лесов представляет опасность для существования вида Zelandoperla fenestrata. Дело в том, что современные новозеландцы не сводят леса: это делали полинезийские племена маори, прибывшие на остров не позднее XIII века. К началу XIX века их было не менее ста тысяч, однако к концу столетия их численность упала многократно. Для европейских методов сельского хозяйства горные склоны подходят плохо, поэтому сейчас антропогенное хозяйственное воздействие на горные леса тут практически отсутствует. Если за сотни лет, прошедшие после выжигания лесов маори, отказ от полета не привел к потере Zelandoperla fenestrata ареала, то вряд ли это возможно в наши дни, когда никаких выжиганий уже нет.
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
Ученые Института истории материальной культуры РАН и Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН провели масштабное исследование, в ходе которого были систематизированы данные о погребальном обряде, планиграфии и хронологии некрополей крупнейшего протогородского центра эпохи бронзы Гонур-депе в Юго-Восточном Туркменистане. Полученные результаты подтверждают особую роль Гонур-депе как ключевого административного и ритуального центра одной из самых загадочных древних земледельческих культур Центральной Азии — цивилизации Окса.
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.
Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
не пресекает сие безобразиеДа пусть хоть поощряет!.. Забавно же...
не пресекает сие безобразиеДа пусть хоть поощряет!.. Забавно же...
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии