18.03.2019
Редакция Naked Science
16 219

С помощью спермы баранов, замороженной на 50 лет, удалось оплодотворить 34 овцы

Самая старая в мире сперма, хранящаяся с 1968 года в лаборатории в Сиднее, была разморожена и успешно применена для оплодотворения 34 овец породы меринос. По словам исследователей, это демонстрирует явную жизнеспособность спермы при длительном хранении в замороженном виде.

cq5dam

По словам сотрудника Института сельского хозяйства Сиднейского университета Саймона де Граафа (Simon de Graaf), фертильность может быть сохранена даже после 50 лет хранения в замороженном виде в жидком азоте. Результаты исследования доступны на сайте университета.

На теле родившихся ягнят ученые обнаружили морщины и складки, привычные для мериносов середины прошлого века, которые увеличивали площадь поверхности кожи и шерстяного покрова. С тех пор этот стиль мериноса в значительной степени утратил популярность, так как складки создавали больше трудностей, связанных со сбором меха и проблемами с насекомыми.

Эти образцы спермы стали самыми старыми жизнеспособными образцами среди всех видов в мире и определенно самыми старыми образцами, использованными для получения потомства. По словам ученых, наибольший интерес для них представляют генетические аспекты этого достижения. Как утверждает де Грааф, сейчас мы можем посмотреть на генетический прогресс, достигнутый за последние 50 лет селекционного разведения. За это время специалисты пытались вывести более качественных и продуктивных овец — теперь мы можем наглядно сравнить два вида.

Исследователи Саймон де Грааф и Джессика Рикард со здоровым потомством / © Morgan Hancock/University of Sydney

Сперва исследователи определили, была ли сохраненная сперма жизнеспособной для искусственного оплодотворения. Для этого образцы разморозили — они хранились в виде небольших гранул в больших чанах с жидким азотом при температуре минус 196 градусов Цельсия. Затем ученые провели тесты in vitro на качество спермы, чтобы определить подвижность, скорость, жизнеспособность и целостность ДНК 50-летних сперматозоидов. К своему удивлению, они не обнаружили никакой разницы между образцами спермы, замороженными на 50 лет или на год. Из 56 осемененных овец 34 были успешно оплодотворены.

«Сэр Фредди», один из первых доноров спермы в 1969 году / ©  Walker family

Это сопоставимо с другими результатами: замороженная на год сперма 19 самцов-доноров использовалась для осеменения 1048 овец, из которых 618 были успешно оплодотворены. Это дает уровень беременности 61% для спермы 50-летнего возраста против 59% для спермы, замороженной на 12 месяцев, — два результата практически эквивалентны друг другу.

Размороженные сперматозоиды под микроскопом / © University of Sydney

Образцы, замороженные в 1968 году доктором Стивеном Саламоном (Steven Salamon), были получены от четырех баранов, включая Сэра Фредди 1963 года рождения. Они принадлежали семье Уокер. Сейчас Уокеры имеют в своем хозяйстве в Леджворте восемь тысяч овец и тесно сотрудничают с программой разведения животных в Сиднейском университете.