28.06.2023
Мария А.
4 713

Ветеринары определили признак деменции у собак

4.2

Стареющие питомцы, как и мы сами, могут страдать от различных возрастных нарушений, в том числе деменции. И ученым удалось обнаружить надежный признак таких состояний.

Собака
Синдром когнитивной дисфункции собак — комплекс поведенческих симптомов у пожилых собак, характеризующихся дефицитом обучения, памяти, восприятия, осознания, а также нарушением социальных взаимодействий и режима сна / © Unsplash / Автор: Анастасия Кожевникова

Сотрудники Колледжа ветеринарной медицины при Государственном университете Северной Каролины (США) показали, что скорость ходьбы собак без поводка, когда они мотивированы получением лакомства, коррелирует с продолжительностью жизни и когнитивными способностями — в частности, с вниманием и рабочей памятью. Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Veterinary Science.

Деменцией страдают не только люди: не так давно исследователи предложили концепцию под названием «гериатрический синдром собак», которая описывает «совокупность ключевых физических, функциональных и метаболических изменений, характеризующих старение собак и предрасполагающих к возрастной дисфункции, заболеваниям и смерти». Наиболее заметные возрастные изменения у этих домашних животных приходятся на двигательную и когнитивную функции.

У людей надежным и простым показателем снижения физической функции наряду с артериальным давлением, частотой дыхательных движений, пульсом и температурой считается скорость ходьбы. Также ученые ранее показали, что медлительность может быть предвестником снижения когнитивных функций и деменции.

То, что старение у собак связано с более медленным передвижением, не секрет. Однако авторы предыдущих исследований не проверяли, существует ли корреляция между скоростью ходьбы — на поводке или без него — и умственными способностями.

На этот раз в эксперименте участвовали две группы собак разных пород: 49 пожилых (которые прожили более 75% ожидаемой продолжительности жизни и были старше 13 лет) и 46 взрослых (старше года, но еще не проживших 75% ожидаемой продолжительности жизни). Поскольку ожидаемая продолжительность жизни у собак тесно связана с размером тела, авторы работы рассчитали ее для каждой отдельной особи.

Питомцы не имели сопутствующих заболеваний, таких как неспособность ходить либо слепота, которые помешали бы выполнять тесты.

Хозяева привозили животных утром, а вечером забирали. Помимо собственно экспериментов, испытуемые проходили различные осмотры, а у пожилых особей брали анализ мочи, биохимический и общий анализы крови.

Поведенческие изменения, связанные с cиндромом когнитивной дисфункции собак (СКД), анализировали с помощью Шкалы собачьей деменции (CADES), опросник заполняли сами владельцы. Затем ученые проводили тест на когнитивные функции: оценивали внимание, социальные сигналы, рабочую память и прочее. Также в расчет брали восприятие животными боли, которая может влиять на уровень активности.

Первый тест на скорость ходьбы заключался в том, что собаку выгуливали на хозяйском поводке по ровной площадке длиной пять метров и засекали время. Ведущий позволял животному задавать темп и старался не тянуть за поводок.

Одна из собак, участвовавших в эксперименте / © John Joyner/North Carolina State University

Второй тест выполняли без поводка. Сначала владелец держал собаку на старте пятиметровой дистанции, затем к ней подходил экспериментатор, который показывал лакомство, вставал у финиша и звал питомца по имени. Хозяин давал команду «Вперед!» и отпускал животное.

«Мы обнаружили, что более высокие собаки были значительно быстрее при ходьбе на поводке (в группе пожилых животных) и без поводка (в группе взрослых). Интересно, что у пожилых собак рост не ассоциировался со скоростью ходьбы без поводка. Это может свидетельствовать о том, что у стареющих питомцев возрастные изменения имеют более сильное влияние, чем рост», — рассказали авторы работы.

Связь между скоростью и возрастом наблюдалась только в группе пожилых животных: по мнению ученых, это показывает, что у собак она падает по мере старения нелинейным образом. То же самое происходит у людей и мышей: снижение скорости ходьбы начинается уже после того, как прожито примерно 70% ожидаемой продолжительности жизни.

Что касается когнитивных способностей, то они действительно коррелировали со скоростью передвижения. Так, время, затраченное на преодоление дистанции без поводка, оказалось связано с результатами теста на «устойчивость взгляда» (внимание) и память. Исследования на людях показывали аналогичные результаты: скорость ходьбы более тесно связана с вниманием, чем с другими показателями исполнительной функции, отметили авторы работы.

Однако, поскольку в тестах использовали лакомство, есть вероятность, что речь может идти не только о физической форме питомцев, но и их мотивации. Ее связь с различными когнитивными способностями у собак придется проанализировать в будущих экспериментах.