Погубивший динозавров астероид создал новую «экстремальную» экосистему — Naked Science

Погубивший динозавров астероид создал новую «экстремальную» экосистему

5.2

Столкнувшийся с Землей около 66 миллионов лет назад астероид привел к вымиранию нелетавших динозавров; расплавленная им порода остывала еще миллионы лет, создав систему горячих гидротермальных источников, которую быстро населили организмы-экстремофилы.

Гидротермальные источники в Йеллоустоунском национальном парке
Гидротермальные источники в Йеллоустоунском национальном парке / ©Arthur LaBar

Считается, что точку в долгой эпохе доминирования динозавров поставил астероид, столкнувшийся с Землей близ нынешней Мексики около 66 миллионов лет назад. Он оставил 180-километровый кратер Чиксулуб, который сегодня служит предметом большого интереса и для «полевых» геологов, и для компьютерного моделирования. Так, расчеты показывают, что образовавшиеся в результате удара объемы расплавленной магмы застывали медленно, сохраняясь сотни тысяч, а возможно, и миллионы лет.

Авторы новой работы считают, что в течение этого времени магматическая камера могла поддерживать работу горячих гидротермальных источников, на которых развились сложные экосистемы организмов-экстремофилов, адаптированных к жизни в подобных экстремальных условиях. Об этом Дэвид Кринг (David Kring) и его соавторы пишут в новой статье, опубликованной в журнале Astrobiology.

Ученые пришли к такому выводу, проанализировав образцы древних пород, которые сохранились в кольцевом поднятии, проходящем между центральным поднятием в точке удара и приподнятым краем кратера. В их составе обнаружили крошечные сферы пирита, серного колчедана. Изотопный анализ серы указал на участие живых организмов в накоплении этих отложений.

По оценкам ученых, магматическая камера достигала трех километров глубины и содержала порядка 140 тысяч кубических километров — почти вдесятеро больше, чем в сегодняшнем Йеллоустоуне. «Микроорганизмы населяли пористые, проницаемые породы под поверхностью кратера и питались сульфатами, поднимавшимися через них», — добавляют авторы работы. Они и превращали сульфаты в сульфиды, которые откладывались в виде пирита.

Ученые полагают, что подобные условия могли существовать практически на всей Земле почти четыре миллиарда лет назад, когда планеты и спутники внутренней Солнечной системы подверглись Поздней тяжелой бомбардировке. Именно к этому периоду относятся первые достаточно надежные свидетельства существования жизни. Исходя из этого, Кринг и его соавторы считают, что именно в таких условиях могли проходить первые этапы развития первых организмов на Земле. Они обосновывают эту «импактную гипотезу» в отдельном детальном пояснении.