27.05.2020
11 129

Погубивший динозавров астероид столкнулся с Землей под самым опасным углом

5.8

Смоделировав удар астероида, который почти 66 миллионов лет назад запустил массовое мел-палеогеновое вымирание видов, ученые показали, что он был нанесен с северо-востока, под углом почти в 60 градусов.

©Chase Stone

Считается, что последнюю точку в долгой истории динозавров поставил астероид, который почти 66 миллионов лет назад столкнулся с Землей и вызвал глобальные изменения климата, которые привели к вымиранию не только большинства древних ящеров, но и большей части организмов на суше и в океане. Сегодня от той катастрофы сохранился 180-километровый ударный кратер Чикшулуб (Чиксулуб) у побережья современной Мексики.

Для изучения древнего кратера по исследовательским программам океанского и континентального бурения (IODP и ICDP) организуются крупные международные экспедиции, которые получают образцы со дна Атлантики и проводят полевые измерения. Данные, собранные экспедицией IODP-ICDP 364, позволили ученым ответить на вопрос об угле падения астероида Чикшулуб и впервые смоделировать ту катастрофу в 3D. Об этом Гарет Коллинз (Gareth Collins) из Имперского колледжа Лондона и его коллеги пишут в новой статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Новейшая информация о внутренней структуре кратера позволила ученым смоделировать различные сценарии падения астероида — на скорости 12 либо 20 км/с — и под разными углами относительно поверхности Земли: 30, 45, 60 и 90 градусов. В результате авторы заключили, что удар был нанесен, скорее всего, со стороны северо-востока, что отразилось и в ассиметричном строении самого кратера.

Моделирование показало, что столкновение с 17-километровым небесным телом произошло на скорости, близкой к 12 км/с, и под углом 45-60 градусов, который ученые называют наиболее опасным. По их словам, такой вариант приводит к выбросу в верхнюю атмосферу особенно больших количеств пыли, а также серы, углекислого газа и воды, что и повлекло в итоге глобальную климатическую катастрофу и мел-палеогеновое массовое вымирание.