13.07.2021
8 819

Геологи обнаружили следы цунами от падения погубившего динозавров астероида

5.2

В окаменевших осадочных отложениях на дне бывшего океана ученые заметили высокие складки, которые были оставлены прохождением цунами, вызванного астероидом, увенчавшим мел-палеогеновое вымирание.

©Mark Garlick

Около 66 миллионов лет назад массивный астероид, упавший на Землю близ нынешней Мексики, подвел черту под долгой эрой доминирования динозавров. Ударная волна принесла сильный жар и привела к глобальным пожарам, сквозь толщу планеты прошли мощные сейсмические волны, а по океану прокатилось цунами. На Северную Америку обрушились волны воды, самая опасная из которых могла достигать 1500 метров в высоту.

Ученые нашли следы таких волн в окаменевших осадочных породах, которые запечатлели их прохождение. В разгар мел-палеогенового вымирания эти породы находились на дне прибрежного мелководья, а сегодня оказались в центре штата Луизиана, и их удалось заметить благодаря сейсмографии. О своей находке геологи рассказывают в статье, опубликованной в журнале Earth and Planetary Science Letters.

Сейсмография показала складки, следы цунами, прошедшего по мелководью, которые сохранились до нашего времени в земной коре / ©Kinsland et al., 2021

Гэри Кинсленд (Gary Kinsland) и его коллеги из Луизианского университета воспользовались данными, собранными нефтедобывающей компанией Devon Energy, которая проводила разведку на территории штата. Во время таких работ геологи собирают данные о прохождении сейсмических волн сквозь верхние слои земной коры, получая информацию о ее внутренней плотности и структуре.

Именно так ученые заметили, что на глубине около 1500 метров там находится серия окаменевших складок — подобных тем, которые образуются на дне у берега водоема под действием волн. Только размеры их были куда внушительнее — высотой около 16 метров, с расстоянием между гребнями, доходящим до километра.

Авторы уверены, что это следы цунами от астероида Чиксулуб, прошедшего по мелководью. На это указывает и место расположения складок, и их ориентация. По данным Кинсленда и его коллег, глубина моря здесь в то время достигала около 60 метров. Мощные волны могли оставить складки на дне, которые затем долго не тревожили обычные приливы и штормы, позволив им сохраниться в геологической летописи.