12 мая
Анна Новиковская
7 402

Паук попытался спастись от ученых, на полчаса нырнув под воду

3.5

Чтобы не попасть в руки ученых, паук вида Trechalea extensa ушел под воду на целых полчаса. В результате он не только установил своеобразный «рекорд» погружений для своего вида, но и помог исследователям задокументировать новый паучий способ защиты от хищников.

Тело Trechalea extensa под водой серебрится из-за покрывающей его воздушной пленки /© 10.1111/eth.13281

Сбегание под воду — далеко не самый экзотичный способ избежать потенциальной угрозы: множество животных, от насекомых до млекопитающих, ныряют в ручьи и речки, спасаясь от хищников. Некоторые виды могут оставаться на дне водоема довольно долго: например, крошечная ящерица Anolis aquaticus длиной всего около семи сантиметров способна просидеть под водой 16 минут. Но обычно животные, не адаптированные к водной среде обитания, все же торопятся выбраться обратно на сушу.

Дело тут не только в том, что, попадая в нетипичное для себя окружение, «аквалангист поневоле» рискует захлебнуться: он также может стать предметом интереса водных хищников (например, крупных рыб) или переохладиться, а для пойкилотермных животных, не способных контролировать температуру собственного тела, вероятность замерзнуть ничуть не лучше перспективы стать чьим-то обедом.

Долгое время считалось, что «полуводные» пауки семейства Trechaleidae, несмотря на название, избегают таких погружений: хотя они живут исключительно по берегам водоемов, свою добычу — мелкую рыбешку, головастиков, ракообразных и насекомых — ловят, стоя на суше и опустив передние конечности на поверхность воды.

Заметив опасность, паук может спрятаться в ближайшей расщелине или даже пробежать несколько метров по поверхности воды (поскольку весит он совсем немного, а двигается довольно быстро, то не успевает утонуть), однако случаев его нырков под воду до сих пор зафиксировано не было. Тем не менее, когда в июле 2019 года один из пауков вида Trechalea extensa столкнулся с перспективой стать научным образцом, он без особых сомнений нырнул в воду.

Каким же образом паук умудрился не захлебнуться за это время? Ответ прост: у него был с собой источник воздуха. Дело в том, что брюшко и конечности Trechalea extensa покрыты мелкими волосками, и, когда животное резко уходит под воду, воздух между волосками не успевает вытесниться водой и остается рядом с телом паука, формируя серебристую пленку (кстати, схожим образом обеспечивает себя кислородом водный паук-серебрянка Argyroneta aquatica). Благодаря такой воздушной «подушке» паук не только свободно дышит под водой, но и теряет меньше тепла — ведь у воздуха низкая теплопроводность.

К слову, упрямых исследователей паучьи усилия не остановили: заинтересовавшись странным поведением животного, они оставались рядом с его укрытием, снимая все происходящее на камеру, и дождались момента, когда беглец вынужден был подняться на поверхность за новой порцией кислорода. После этого паука все же поймали и тщательно измерили.

Результаты исследования опубликованы в журнале Ethology.