02.08.2023
107 592

Палеонтологи описали, возможно, самое большое животное в истории

5.8

Огромные кости, найденные в Южной Америке, принадлежали древнему китообразному, масса которого могла достигать 340 тонн — в полтора раза больше нынешнего «чемпиона», синего кита.

Первая реконструкция Perucetus colossus
Первая реконструкция Perucetus colossus / ©Alberto Gennari / Автор: Владимир Богданов

Несмотря на впечатляющие габариты, которыми славятся некоторые динозавры, считается, что самые тяжелые животные в истории Земли — наши современники, синие киты. Некоторые из них способны набирать под 200 тонн. Однако окаменевшие фрагменты скелета, найденные европейскими палеонтологами, могли принадлежать еще более массивному существу. Его описание ученые привели в новой статье, опубликованной в журнале Nature.

Частичный скелет, включая 13 позвонков, четыре реберных кости и одну бедренную, нашли еще в 2010 году на юге Перу, в долине Ика на границе пустыни Атакама. Его возраст определили в 39 миллионов лет. Образцы исследовали Эли Эмсон (Eli Amson) и его коллеги, которые установили, что кости принадлежали древнему китообразному из ныне вымершей группы базилозавридов.

Сопоставив их размеры с костями современных китообразных, ученые оценили размеры животного в 20 метров, а массу — в пределах от 85 до 340 тонн. Если истина находится ближе к верхней границе такого диапазона, то этот вид — Perucetus colossus — был куда тяжелее синих китов.

Расположение найденных костей в скелете P. colossus; для масштаба показан силуэт человека / ©Giovanni Bianucci

Гигантизм китообразных считается одной из их адаптаций к водной среде. Однако до сих пор ученые полагали, что этот процесс достиг пика намного позднее — несколько миллионов лет назад, тогда как базилозавриды вымерли в конце эоцена, более 30 миллионов лет назад. Эти животные стали первыми предками современных китов, которые полностью приспособились к жизни в воде. Их задние конечности редуцировались, а таз потерял связь с позвоночником.

©NPG Press

Ученые отметили, что кости P. colossus заметно тяжелее, чем у современных китов. Такой пахиостеосклероз — уплотнение костной ткани — характерен для ламантинов и ранних китообразных. Он может указывать на жизнь у самой поверхности воды, где дополнительная масса костей противодействует легким, воздух в которых выталкивает тело наверх и препятствует нормальному плаванию.

К сожалению, в отсутствие хотя бы фрагментов челюстей и черепа трудно сказать, чем питался этот великан. Он мог поедать рыбу и ракообразных, а возможно, был одним из первых китов, научившихся фильтровать воду, чтобы выловить из нее массу мелкой добычи (как это делают те же синие киты, поедая по несколько тонн в день). Палеонтологи надеются, что вскоре удастся найти новые останки P. colossus и лучше понять его образ жизни и историю всей группы китообразных.