Мутации у мух, отправленных в космос, позволили им активно размножаться в условиях невесомости — Naked Science
19.06.2019

Отправленные российскими учеными в космос на биоспутнике «Фотон-М» дрозофилы научились размножаться в условиях невесомости лучше, чем на Земле.

e4be02a8-9c86-476b-9f86-014edd02c883

Восемнадцатого июля 2014 года был запущен космический аппарат «Фотон-М № 4»: миссия была направлена, в частности, на эксперименты в области физиологии и биологии в условиях микрогравитации. Несмотря на частичную потерю связи с центром управления, ученые смогли провести важные исследования, а 1 сентября 2014 года спускаемый аппарат «Фотона» выполнил посадку в запланированном районе Оренбургской области.

Сейчас о некоторых деталях этого эксперимента, а также о последующих наблюдениях за живыми существами рассказала представитель Института медико-биологических проблем РАН Ирина Огнева. Как оказалось, отправленные в космос мухи продемонстрировали высокие способности к размножению при повторном запуске на орбиту. И даже превзошли по этому показателю дрозофил, оставшихся на Земле.

«В 2014 году на биоспутнике “Фотон-М” мы отправили в космос мух дрозофил. Полет длился 45 суток. Во время эксперимента было получено три последовательных поколения насекомых. По возвращении на Землю мы поделили поколение мух на две группы: одну оставили в лаборатории, а другую через 20 суток после посадки снова отправили в космос — на этот раз на МКС. Выяснилось, что вернувшиеся в космос мухи размножались в условиях невесомости гораздо продуктивнее, чем их собратья, оставшиеся на Земле. Скажу сразу, таких результатов мы не ожидали», — рассказала исследователь.

Ученые надеются повторить эксперимент и уже на основе комплексных выводов попытаться получить конкретную информацию о размножении насекомых в условиях невесомости. Ожидать начала нового эксперимента можно в 2023 году, когда планируется запуск исследовательского аппарата «Бион-М».

«Фотон-М № 4» — часть серии спутников «Фотон»: работы над первым из них начались в 1983 году. Первый старт космического аппарата произвели 16 апреля 1985 года.

На сегодня финансовые проблемы Российского космического ведомства, а также связанных с ним научно-исследовательских учреждений серьезно влияют на программы экспериментов. Стоит также отметить, что ресурс многих запущенных раньше исследовательских аппаратов небезграничен. Напомним, в январе этого года стало известно, что единственный российский космический телескоп — «Спектр-Р» — перестал выходить на связь. Позже Государственная комиссия решила завершить проект.

С подобного рода трудностями, впрочем, сталкиваются не только российские ученые.