03.07.2023
2 818

Клещи могут цепляться за хозяина, используя электрические поля

5.4

В отличие от блох, клещи не прыгают и могут уцепиться за хозяина, лишь если дотянутся до него ножками. Однако они способны «перелететь» к цели, будучи притянутыми электростатическим зарядом, накопленным телом животного.

Собачий клещ в ожидании жертвы
Собачий клещ в ожидании жертвы / ©Miikka Tulonen, Flickr / Автор: Екатерина Лебедева

Клещи-паразиты дожидаются хозяев, сидя на растениях. Как только подходящая жертва окажется достаточно близко, они цепляются за него своими ножками. Но даже если до хозяина остается небольшое расстояние, клещ вполне способен преодолеть его, используя электрическое поле, которое создают статические заряды, накапливающиеся на поверхности тела животного. Такой механизм описан в статье ученых из Бристольского университета, опубликованной в журнале Current Biology.

Известно, что многие животные, включая людей, могут накапливать довольно значительный электростатический заряд. В этом можно убедиться, потерев воздушным шариком о волосы, которые легко теряют электроны, в результате чего между ними и шариком возникает заметная разница потенциалов. То же происходит в природе, когда животное двигается и трется телом о траву, листья и ветки. Напряжение при этом может достигать сотен и даже тысяч вольт, притягивая противоположные заряды и отталкивая одноименные.

Чтобы проверить, могут ли клещи использовать такой механизм, Сэм Ингланд (Sam England) и его коллеги проводили эксперименты с кроличьей шерстью и другими природными материалами. Наэлектризовав их трением, биологи подносили образцы к нимфам собачьего клеща (Ixodes ricinus), показав, что те притягиваются к материалу с дистанции от нескольких миллиметров до пары сантиметров.

Далее ученые перешли к опытам с «чистым» электричеством. Они помещали клещей на алюминиевую подложку, непосредственно под электрод, заряженный до 750 вольт (обычное для позвоночных напряжение, которое может накапливаться на поверхности тела). В трех из четырех случаев паразиты притягивались вверх, к электроду, преодолевая небольшое расстояние до него, которое, однако, было бы недоступно клещу, если бы он действовал только собственными ножками. В отсутствие напряжения ни один паразит не оказывался на электроде.

Варьируя напряжение и дистанцию, авторы показали, что мертвая нимфа собачьего клеща притягивается полем, сопоставимым с полем тела человека, с дистанции до десяти сантиметров, причем вертикально вверх. «До сих пор мы и не думали, что животное может получать подобное преимущество от электростатического поля», — сказал Сэм Ингланд. Напомним, что ранее было показано, как электрические заряды помогают перемещаться по воздуху червям и паукам.

Понимание механизмов переноса клещей важно для избегания их укусов. Особенно это касается северных стран, где активность клещей максимальна: например, в России с жалобами на укусы клещей обращается полмиллиона человек в год. Такие люди рискуют получить тяжелые заболевания вроде болезни Лайма или клещевого энцефалита.