22.06.2023
Анна Новиковская
8 860

Черви использовали электрические поля, чтобы скользить по воздуху

6.3

Группа японских исследователей доказала, что микроскопические черви используют электрические поля для крайне необычного способа передвижения.

Прыгающие черви используют электрические поля, чтобы добраться до насекомого / © newscientist.com / Автор: Артем Фомин

В природе более мелкие животные часто прикрепляются к более крупным для «езды автостопом», что помогает им экономить собственную энергию при передвижении. Однако в микромире в качестве «транспортного средства» могут выступать даже электрические поля. Группа ученых из нескольких научных центров Японии доказала, что микроскопический червь Caenorhabditis elegans использует электричество для «прыжков», скользя по воздуху и прикрепляясь к естественно заряженным объектам. Работа опубликована в журнале Current Biology.

Некоторые животные-опылители, такие как пчелы и колибри, обладают естественным электрическим зарядом. Считается, что это позволяет пыльце притягиваться к опылителю, примерно как антистатический пипидастр притягивает комнатную пыль. Но до сих пор ученые не знали, ощущают ли другие виды животных эти электрические поля, и если да, то могут ли использовать их себе во благо.

На исследование способностей червей к использованию электричества для перемещения в пространстве ученых подтолкнули ранние наблюдения за Caenorhabditis elegans. Проследив за поведением животных в закрытой чашке Петри, они обнаружили, что микроскопические черви не только карабкаются по стенкам чашки, но и прыгают со дна на крышку.

Предположив, что черви используют для прыжка электрическое поле, ученые поместили их на стеклянный электрод и выяснили: испытуемые перепрыгивают на другой электрод только после подачи заряда. Черви прыгали со средней скоростью 0,86 метра в секунду (близко к скорости ходьбы человека), которая увеличивалась с ростом напряженности электрического поля.

Позже ученые решили проверить, будут ли черви запрыгивать на шмеля, если натереть его пыльцой и тем самым «зарядить». Оказавшись рядом с таким насекомым, черви тут же приподнимались вертикально и начинали перепрыгивать на брюшко шмеля, временами даже наваливаясь друг на друга и отправляясь в полет пачкой по 80 животных разом.

Хотя дистанция прыжка до шмелиного брюшка выглядит небольшой, она в несколько раз длиннее самого червя / © phys.org

До этого исследователи находили Caenorhabditis elegans на телах летающих насекомых, а теперь смогли узнать, что черви могут забираться на своих «перевозчиков» не только на земле, но и буквально «вспрыгивать на подножку», когда насекомое уже летит. В будущем ученые собираются изучить, какие гены участвуют в совершении этих прыжков и могут ли другие микроорганизмы тоже задействовать электричество для быстрого перемещения в пространстве.