Исследование показало, что животные перестают бояться хищников после контакта с людьми — Naked Science

Ученые выяснили, что взаимодействие с человеком снижает угрозу со стороны хищников для животных, которые содержатся в неволе или обитают в городской среде. Благодаря людям они привыкают к безопасной жизни и теряют способность защищаться или скрываться от врагов.

©piet fotograaf

Международная группа ученых проанализировала результаты 173 рецензируемых исследований, изучающих способность противостоять хищникам у 102 видов животных, которые постоянно контактируют с людьми. Команда разделила их на три категории — одомашненные, содержащиеся в неволе и живущие в городской среде — и изучила, как исчезновение защитных механизмов протекает в каждой из групп. Результаты показали, что из-за частых контактов с людьми животные начинают чувствовать себя в безопасности и перестают бояться хищников или спасаться от них, как в дикой природе. Подробности исследования опубликованы в журнале PLOS Biology.

Ученые выяснили, что влияние человека снижает риски со стороны хищников. Для одомашненных и находящихся в неволе животных угроза существенно сокращается или вовсе исчезает, и даже просто жизнь в городской среде ослабляет давление на некоторые виды, хотя предполагается, что в этом случае воздействие человека минимально. В ответ на новые, более безопасные условия животные меняют свою модель поведения. При этом потеря способности спасаться от хищников у животных, живущих в городской среде, происходит в три раза медленнее, чем у домашних, а содержание в неволе приводит к самым медленным изменениям. Кроме того, травоядные и всеядные одомашненные животные привыкали к новой среде гораздо быстрее, чем плотоядные, а одиночки быстрее, нежели стадные.

Ученые отметили, что такое поведение может вызвать проблемы, когда виды, долгое время контактировавшие с человеком, попадают в дикую природу. Многие из них перестают правильно реагировать на угрозу со стороны других видов и ждут, когда вмешается человек, а это в итоге приводит к их гибели.

К тому же оказалось, что одновременно с потерей защитных механизмов у особей увеличивалась скорость наследственных изменений — с поколениями она постепенно снижалась. Как предположили авторы, это происходит потому, что влияние естественного отбора в безопасной среде уменьшалось, но вместе с ним начинался быстрый искусственный отбор — это особенно сказалось на эволюции одомашненных видов.

Биологи считают, что понимать, как человеческое вмешательство меняет поведение животных, необходимо для сохранения видов — особенно тех, что размножаются в неволе, но затем возвращаются в естественную среду обитания, — а также животноводства и городского планирования. Доктор Бенджамин Жеффруа, руководитель исследования, добавил, что ученым нужно больше данных, чтобы выяснить, как контакт с человеком влияет на каждую особь и имеет ли какое-то значение для них просто присутствие туристов.

Ученые разработали технологию лазерной печати кремниевых наночастиц – строительных блоков для миниатюрных фотонных переключателей, сверхтонких компьютерных чипов, микробиологических сенсоров и таких «метаповерхностей», как маскирующие покрытия. Преимущество технологического процесса в скорости и низкой стоимости изготовления, возможности покрывать частицами большие площади и уже сейчас масштабировать его на реальные практические задачи. Это поможет сделать VR-очки и другую электронику миниатюрнее, а их производство — дешевле.

Все крупные интернет-порталы столкнулись с колоссальной проблемой во время пандемии коронавирусной инфекции — информационной эпидемией фейков. Компании предпринимают самые разные способы борьбы с дезинформацией: Facebook, например, планирует напоминать пользователям, что они не читали статью (пост, материал в Сети), ссылку на которую собираются разместить на своей страничке в соцсети.

Профессор НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Андрей Савченко разработал алгоритм, работающий на 40 процентов быстрее аналогов. При этом потери в точности составили не более 0,5-1 процентов. Это позволит ускорить работу систем видеонаблюдения в режиме реального времени.