03.03.2023
Анна Новиковская
1 825

Крокодилы могут «научить» людей бороться со смертельными грибковыми инфекциями

5.5

Исследователи из Университета Ла Троба определили уникальный способ, с помощью которого крокодилы справляются с грибковыми инфекциями. В будущем это сможет стать основой для новых человеческих лекарств.

Крокодилы весьма живучи и, как выяснили австралийские исследователи, крайне устойчивы к грибковым инфекциям / © britannica.com / Автор: Pinaria Caprarius

Дефензины — белки растений и животных, которые составляют важную часть нашего врожденного иммунитета и защищают от микробных патогенов, таких как бактерии, грибки и вирусы. Их впервые обнаружили в 1980-х годах, в последнее время они все чаще привлекают внимание как потенциальные терапевтические средства.

До сих пор большая часть исследований была сосредоточена на дефензинах человека и растений, тогда как белки других видов животных могут выполнять уникальные и полезные функции. Изучив и определив структуру дефензина CpoBD13 гребнистого крокодила, ученые из Университета Ла Троба (Австралия) обнаружили, что этот белок обладает мощной pH-опосредованной противогрибковой активностью.

С помощью Австралийского синхротрона ученым удалось детально изучить процесс атаки дефензином мембраны патогенного грибка. Оказалось, активность этого белка определяется кислотностью окружающей среды: при нейтральном pH этот белок малоактивен, но в слабокислой среде его противогрибковая активность резко возрастает.

Благодаря этой особенности CpoBD13 остается неактивен в организме крокодила при нормальных условиях (это позволяет предотвратить его вредное воздействие на собственные клетки животного), но как только грибковые патогены начинают закислять окружающую среду, дефензин тут же начинает связываться с мембранами грибковых клеток и уничтожать их.

Результаты исследования, опубликованного в журнале Nature Communications, могут быть полезны при разработке новейших способов лечения грибковых инфекций, которые в последнее время становятся все серьезнее из-за распространяющейся устойчивости к популярным антибиотикам. Искусственно разработанные pH-зависимые дефензины смогут подавлять грибковую активность в организме людей, не влияя на собственные клетки организма, что позволит справляться с самыми серьезными инфекциями.