30.04.2021
2 584

Биологи проследили изменения размеров мозга млекопитающих за 150 миллионов лет

4.7

Отношение размеров мозга к размерам тела в истории разных видов менялось по-разному, но быстрее всего — после глобальных катастроф.

©Javier Lazaro

Принято думать, что величина мозга относительно размеров тела указывает на развитость животного. Однако это отношение — результат сложного баланса разных факторов жизни и долгой эволюционной истории вида и напрямую о его развитии не говорит. Размеры мозга и тела могут меняться совместно или разнонаправлено, быстрее всего — в периоды после глобальных катастроф и испытаний. Об этом пишут авторы новой статьи, опубликованной в журнале Science Advances.

Большая международная команда во главе с Йеруном Смаерсом (Jeroen Smaers) из американского Университета Стоуни-Брук проанализировала данные об отношениях размеров мозга и тела для 1400 млекопитающих — как современных, так и вымерших на протяжении последних 150 миллионов лет. Разумеется, для древних животных его определяли исходя из объема эндокраниума, внутренней полости черепа.

Оказалось, изменения размеров мозга и тела в эволюции вида не следуют единой последовательной траектории. Так, знаменитые сегодня обладатели крупного мозга пришли к этому совершенно разными путями. У слонов он рос вместе с телом, даже обгоняя его. У дельфинов тело при этом уменьшалось. У наших вымерших предков и ближайших родственников-гоминин в целом происходило уменьшение тела и увеличение мозга.

Отношение их размеров определяется множеством факторов, на которые указывают ученые. Скажем, калифорнийские морские львы известны сообразительностью при невысоком отношении размеров мозга и тела, поскольку их тело увеличилось, адаптируясь к полуводному образу жизни. У рукокрылых мозг резко уменьшился, так как полет требует энергии, а крупный мозг оказался слишком затратным.

Любопытно, что самые стремительные изменения в размерах и тела, и мозга у млекопитающих происходили дважды за изученный период: сразу после мел-палеогенового вымирания, около 66 миллионов лет назад, а также после не столь грандиозного эоцен-олигоценового вымирания — около 34 миллионов лет назад. По-видимому, животные ринулись занимать высвободившиеся во время этих катастроф экологические ниши и стремительно адаптировались к жизни в новых условиях, меняя размеры мозга и всего своего тела.