Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
06.04.2016
Редакция Naked Science

Ученые выяснили, как выжить при массовом вымирании

Ученые выяснили, что даже самое массовое вымирание может дать шанс некоторым видам.

Lystrosaurus_20140505_87151392924

Массовое пермское вымирание нередко называют самым страшным событием в истории Земли. Доподлинно неизвестно, что же стало его причиной, однако его итогом стало полное исчезновение 96 % морских и 70 % наземных видов позвоночных. Выжить смогли единицы, и среди них весьма необычное существо – листрозавр. Его относят к дицинодонтам – подгруппе растительноядных «зверообразных» из группы аномодонтов. На фоне других сородичей листрозавр выделялся высоким укороченным черепом, а также глазами и ноздрями, расположенными в верхней части головы. Существо имело что-то наподобие клюва, а также два верхних клыка. Передвигалось животное на четырех коротких и массивных лапах.

То, что эти существа успешно пережили масштабный кризис и смогли адаптироваться к новым реалиям, было известно давно. Теперь же представляющие Филдовский музей естественной истории (США) палеонтологи выяснили, как этим существам удалось выжить. В первую очередь листрозавры пошли на сокращение продолжительности жизни: если до катаклизма они жили 13 лет, то после только 2–3 года. Уменьшились они и в размерах – вместо 200 кг они стали весить как обычная собака. Наконец, листрозавры начали раньше и чаще вступать в половую связь.

Итогом всех этих преобразований стало увеличение шансов на выживание на 40%. Таким образом, эти животные смогли расселиться по всей планете. Интересно то, что исследователи в данном случае проводят аналогию с той ситуацией, которую мы можем наблюдать сегодня. «Когда мир вступает в эпоху шестого массового вымирания, палеонтология позволяет лучше понять происходящее. Исследуя, как к катастрофам адаптировались листрозавры, мы сможем предсказать последствия климатических сдвигов для современных видов», – говорит один из участников нового исследования. В качестве примера приспосабливаемости видов эксперты назвали атлантическую треску, которая уменьшилась в размерах и приспособилась к раннему размножению.

На сегодняшний день науке известно 13–14 видов листрозавров. Длина черепа у разных видов составляла от 12 до 40 см, а длина тела достигала 2 м. Иногда листрозавра называют предком такого животного, как каннемейерия – более крупного дицинодонта раннего триаса.

Сейчас большинство исследователей выделяют пять самых крупных массовых вымираний в истории нашей планеты (включая мел-палеогеновое, когда вымерли динозавры), а также эоцен-олигоценовое вымирание. Последнее выделяется не только тем, что произошло позже других – 33,9 млн лет назад, – но и намного более скромными масштабами. Согласно одной из теорий, мы сейчас тоже живем в эпоху массового вымирания видов, однако связано оно не с природными катаклизмами, а с деятельностью самого человека.