Ученые Сколтеха: большинство новых случаев Covid-19 в России связаны с одним из двух вариантов коронавируса — Naked Science

Ученые из Сколтеха и ИППИ РАН под руководством профессора Георгия Базыкина совместно с Российским консорциумом по секвенированию геномов коронавирусов (CORGI) изучили варианты коронавируса, распространяющиеся сейчас в России, и выяснили, что больше половины случаев заражения сейчас связано с одним из двух специфических для страны вариантов.

Ученые Сколтеха: большинство новых случаев Covid-19 в России связаны с одним из двух вариантов коронавируса / ©Getty images

Препринт исследования размещен на портале virological.org. Как и любой вирус, коронавирус SARS-CoV-2 мутирует по мере того, как распространяется в популяции и заражает все больше людей. Удачные с точки зрения вируса мутации приводят к появлению новых штаммов: самые известные из них – это британский (B.1.1.7) и южноафриканский (B.1.351). Так как Россия входит в пятерку стран с наибольшим числом случаев заболевания и при этом относительно изолирована от остального мира, вероятность появления в стране собственных вариантов с измененными свойствами довольно высока.

Группа ученых из Сколтеха и Института проблем передачи информации имени А. А. Харкевича под руководством профессора Центра наук о жизни Сколтеха Георгия Базыкина совместно с Российским консорциумом по секвенированию геномов коронавирусов (Coronavirus Russian Genetic Initiative, CoRGI) проанализировали варианты коронавируса, циркулирующие в России.

Ученые показали, что в основном преобладают два варианта: B.1.1.317, на который приходилось 27 процентов новых заражений в феврале-марте, и B.1.1.397+, на который приходилось 33 процента новых заражений. Эти варианты возникли еще весной 2020 года, но с тех пор постепенно становились все более частыми. Они распространены в России, где их частота растет, но пока редко встречаются в других странах.

«Хотя варианты B.1.317 и B.1.397+ становятся все более частыми в разных регионах России, у нас нет прямых доказательств, что они легче передаются. Рост частоты может быть случайным и не обязательно связан с изменением свойств вируса. Нет никаких данных о том, что варианты B.1.317 или B.1.397+ имеют другую смертоносность, уязвимость для вакцин или характер течения заболевания», – подчеркнул эволюционный вирусолог, профессор Сколтеха Георгий Базыкин.

С января 2021 года в России также быстро распространяется британский штамм B.1.1.7, для которого уже убедительно показана повышенная заразность. Частота этого варианта в марте в России превысила 10 процентов от всех исследованных случаев. Кроме того, ученые описали три новых варианта вируса, которые пока редки, но характеризуются сочетаниями мутаций, наблюдавшихся ранее в других «знаменитых» вариантах.

«Когда в популяцию попадает новый вариант SARS-CoV-2 с повышенной заразностью, он достаточно быстро вытесняет исходные варианты. Это происходит сейчас во многих странах, и Россия – не исключение. Трудно сказать заранее, какой из вариантов вируса победит в конкурентной борьбе, хотя в большинстве стран сейчас распространяется B.1.1.7, и, по-видимому, он «сильнее» других. В любом случае распространение каждого такого варианта осложняет задачу прекращения пандемии», – говорит Георгий Базыкин.

«При этом пока нет никаких данных о том, чтобы какие-нибудь из вариантов, распространенных сейчас в России, уходили от вакцин. Массовая вакцинация остается самым надежным средством от возникновения новых вариантов. Если все привиты – вирусу эволюционировать негде», — добавляет ученый.